Генерал-майор Бражник В.В.       Из книги "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"

1946-1951  НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ ЭЛЕКТРОННИКИ

В первых числах июня, когда полк стоял в окрестностях Берлина, я поехал в Москву в Высшую военную школу противовоздушной обороны - на учёбу. Меня особенно удивляло то обстоятельство: зачем продолжать учиться военному делу? Война закончена, враг уничтожен. Вспомнил 1944 год. Мы после освобождения Одессы стояли на Днестре. В это время из Москвы в 5-ую ударную армию пришла разнарядка на учёбу в академии. Меня, начальника штаба полка, вызвал к себе командир П. Г. Сазонов и порекомендовал:
-Вы ещё молодой, а чтобы была перспектива в армейской службе, необходимо получить высшее военное образование.
Я согласился, но после триумфальной победы в войне очень не хотелось разлучаться с боевым коллективом. Передав полк подполковнику Мазанову, я вместе с супругой Александрой Назаровной через Диканьку поехал в Москву.
ВВШ ПВО тогда находилась на Садовом кольце в Спасских казармах и являлась филиалом артиллерийской академии им. Дзержинского. Для поступления необходимо было сдать конкурсные экзамены по математике и русскому языку.
Тяжелыми были первые месяцы учёбы после 4-х лет фронтовой жизни. Кроме общих дисциплин мы изучали прожекторные установки, звукоулавливатели, 100-мм зенитные пушки с ПУАЗО-4, синоптику, и нас знакомили со сложной секретной аппаратурой радиолокационных станций.
Первого мая и седьмого ноября мы принимали участие в параде войск, маршировали по Красной площади со шпорами и саблями. С ночи занимали очередь у театральных касс, нам удавалось посмотреть большую часть спектаклей в Большом и Малом театрах Москвы.
По окончании первого года обучения нас поставили в известность, что на базе ВВШ ПВО организуется Артиллерийская радиотехническая инженерная академия с местом дислокации в Харькове и 5-годичным сроком обучения.
Перед нами, строевыми командирами, имевшими за плечами солидный боевой опыт командования дивизионами и полками, встал вопрос: как быть. Согласиться с аргументами руководства и быть зачисленными слушателями инженерной академии или писать рапорт на отчисление в войска.
Радиолокационные станции (радары) уже тогда позволяли «видеть» за сотни километров всё, что находится в воздухе и на море, видеть одинаково ночью и днём, даже за облаками, определять их координаты, государственную принадлежность. Таким образом, с помощью радаров можно было выполнять наведение пушек, ракет или самолётов. Другие специальные радиолокаторы, установленные на самолетах, позволяли «видеть» с большой высоты и дальности сёла, города, промышленные объекты, мосты, реки и озёра, а при приближении к объекту на увеличенном масштабе панорамного индикатора наблюдать отдельные кварталы и улицы городов. При полном отсутствии оптического наблюдения наши союзники совершали прицельное бомбометание и ближнюю навигацию благодаря оборудованию самолётов радарами. Путем наблюдения за полётом снарядов и мин, методом экстраполяции, появилась возможность с большой точностью определять местоположение батареи противника. Мы поняли, что благодаря наличию усовершенствованных радаров нашим союзникам удалось выиграть войну на море в единоборстве с немецкими подводными лодками. Нас информировали, что в дальнейшем с развитием военной техники и её боевого применения ещё больше возрастёт роль радиолокационного вооружения, а вместе с ним и роль кадров, которые владеют этой сложной техникой. Для подготовки таких высококвалифицированных кадров и создаётся эта академия. В ближайшем будущем в армии инженеры с локационным образованием займут ключевые позиции в высших штабах и управлениях. Около 80 % слушателей-командиров, в том числе и я, дали своё согласие на учёбу в новообразованной инженерной академии.
В первый год академия располагалась в Харькове на площади Руднева. Проблемы учебного и жилищного фондов, учебной базы и преподавателей для академии были решены весьма оперативно (что было характерно для того времени) благодаря высоким организаторским способностям её начальника генерал-полковника Герасимова Антона Владимировича.
С 1947 года академия размещалась на площади Дзержинского. На нас - первых слушателях академии отрабатывалась учебная программа, которая была чрезвычайно перенасыщённой. Углубленный курс высшей математики, физики, электро-радиотехники и даже полный курс сопротивления материалов нам, как будущим инженерам, давались с большим перенапряжением. На обиды слушателей начальник учебного отдела полковник Робинович отвечал: «Инженером быть дано не каждому». В это время «двойки» ставились без ограничений. Много слушателей было отчислено как не успевающие почти до 4-го курса. Учиться приходилось до 12-го часа ночи. Большинство слушателей жили в общежитии. Всё время было расписано от подъёма до позднего вечера. В напряженной учёбе пролетело 5 лет.
Несколько слов про Харьков. Это город-труженик, город студентов и передовой науки, бывшая столица Украинской ССР, где в большом здании Госпрома долгое время находилось её правительство. Тут сосредоточено много первенцев социалистической индустрии, мало дач и пляжей, зато много творческих, трудовых свершений. Резкие грани лучшего на Украине памятника Т. Г. Шевченко будто бы отдаляют светлую жизнь народу от тёмного прошлого.
Пять лет учиться и этом большом городе, дышать одним воздухом с авангардом трудового народа, для будущих инженеров электроников, что осваивают самую сложную боевую технику, мне показалось очень полезным.
Семейные, как правило, жили на съёмных квартирах, однако в этот период в этом миллионном городе, который дважды переходил из рук в руки, война оставила страшные руины, и найти квартиру было большой проблемой.
На четвёртом курсе учиться стало несколько легче. Во-первых, мы втянулись. Во-вторых, вместо абстрактной теории нам приходилось иметь дело с изучением конкретной техники. Мы изучали СОН-2б («станция орудийной наводки» - британский вариант), СОН-3к (канадский вариант), СОН-4, а также СЦР - («станция разведки и целеуказания» - США), Мост – 2, LW, П-2м, СЦР – 527.
Я учился сравнительно легко. На младших курсах был командиром учебного отделения, а на старших - старшиной курса.
Радиолокационная аппаратура того времени основывалась на использовании ламповых электронных приборов, которые были недостаточно надёжными, и от инженеров требовалось глубокое знание принципиальных схем и физических процессов их работы. Это помогало инженеру (как и доктору) по внешним признакам неисправности (болезни) оперативно ставить диагноз.
Нам дали солидный курс радиопротиводействия, которое использовало слабые стороны радиолокации и дало начало мощной противолокационной борьбе, чтобы свести к нулю возможности этого оружия разведки, управления и наведения, если не применять кардинальные способы защиты. Поэтому мы усилено изучали АЗП (аппаратуру защиты от помех). Приходилось бороться с активными и пассивными помехами, учитывать простоту разведки противником по мощному излучению, возможности точного определения места нахождения и параметров радиолокатора, использования его в качестве радиомаяка, уязвимость больших антенн, возможности создания имитационных и маскирующих помех, использование области тени за экранирующим препятствием и др.
С появлением высокоточного оружия и ударных комплексов разведки вопрос живучести радиолокационных средств особенно обостряется. Ни одна современная войсковая операция не может быть проведена без применения комплекса средств подавления радиолокационной системы противника.
Блокинг-генераторы, мультивибраторы, магнетроны, клистроны, лампы бегущей волны и другие сложные элементы изучались на спецкурсах. В ходе изучения материальной части станции нам относительно легко было разобраться в общей компоновке уже изученных узлов и устройств. На сверхвысоких частотах мы встретились необычными явлениями. Так, например, тут в качестве изолятора могут использоваться обычные металлические стойки, если их длина кратна четверти длины волны и т. п.
Дипломный проект на тему «Приёмо-передающие станции миллиметрового диапазона волн» я писал в ЦНИИ-108 в Москве под руководством академика Берга (этот диапазон волн в США начали использовать только с 70-х годов).
В 1951 году, через 6 лет после поступления в ВВШ, состоялся первый выпуск ХАРТА. Около сотни инженеров-локаторщиков подготовила Харьковская академия, между тем в войсках и центральных органах вооруженных сил потребность в таких специалистах была значительно большей. Заместители начальников штабов объединений ПВО по радиолокации, заместители командиров зенитных дивизий, начальники радиотехнических войск в это время ещё не были специалистами-профессионалами.
Выпуск проходил очень торжественно. Присутствовало много известных учённых из других вузов. У меня было звание «подполковник», кроме того около 40% выпускников были капитаны. Все выпускники получили должности полковников и генералов.
Холодная война разгоралась, и поэтому раскручивалась гонка вооружений, научно-технический процесс в области радиоэлектроники был направлен на укрепление обороноспособности страны. И перед нами - первыми выпускниками радиотехнической академии - открывались широкие перспективы.
Мы тогда ещё не придавали большого значения тем глубоким противоречиям между СССР, который внёс львиную долю в Победу над Германией, и странами НАТО. Советская Армия, освобождая страны Европы, автоматически (пользуясь авторитетом освободителя) совершала «мирным путём» социалистические преобразования, и эти страны становились на социалистические рельсы. К концу войны их насчитывалось 7 (а к концу 50-х годов - уже около 25). С этим не хотели смириться страны Запада во главе с консерваторами Англии и ее руководством. В своей пресловутой речи в Фултоне Черчилль указал всему свету на угрозу таких преобразований и первым призвал к «холодной войне». Когда же на путь строительства социализма стали Китай, Северная Корея и Северный Вьетнам, холодная война стала реальной угрозой миру.

На главную     еще история     первый выпуск (1951 год)