Коупленд Психология и солдат

            в начало

Глава пятая НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Ни один офицер, ни один сержант не оставит рядового солдата в неведении относительно назначения винтовки, штыка, пулемета или гранаты. Каждого солдата тщательно обучают пользоваться противогазом, показывают, как укладывать ранец. Однако считают почему-то само собой разумеющимся, что каждый военнослужащий понимает, зачем нужна дисциплина.
На деле же слишком немногие глубоко понимают назначение и важность дисциплины. Почти полстолетия недисциплинированность сознательно проповедовалась как закон жизни. Философы, ставившие во главу угла принцип "Поступай, как тебе нравится", нападали на все общепринятые нормы, законы и порядки: на женитьбу, семью, церковь, государство, империю и т. д. Даже в области музыки, литературы, театрального искусства отвергались ранее принятые формы, возникали новые школы (если их можно назвать школами), которые не признавали, казалось, никаких определенных правил. Философию последних пятидесяти лет можно назвать философией индивидуализма. Она делала чрезмерный упор на права и привилегии индивидуума и на почти полное забвение прав и привилегий общества. Престарелый маршал Петен в своем историческом выступлении по радио возложил на эту философию вину за падение Франции. Пожалуй, он был прав.
Абсолютно необходимо довести до сознания каждого солдата, зачем нужна дисциплина. Гендерсон в "Науке о войне" пишет: "Война - не просто слепая битва между толпами людей, лишенных руководства и взаимодействия. Это конфликт между хорошо организованными массами, которые разумно взаимодействуют, подчиняются единой воле, имеют перед собой определенную цель".
Иными словами, главное назначение дисциплины - сплотить массу индивидуумов в организованный коллектив, действующий как единое целое, направленный на достижение единой цели и скованный единой волей. История неоспоримо доказывает, что как в мирное, так и в военное иремя такая система оправдывает себя. Она скорее приводит к достижению определенных целей, чем любая другая система.
В других сферах нетрудно найти подтверждение справедливости этого мнения. Футбольная команда, укомплектованная одиннадцатью блестящими игроками, которые действуют, полагаясь каждый только на себя, не будет иметь реальных шансов на успех против одиннадцати менее опытных футболистов, которые играют коллективно. При перетягивании каната из двух равных сторон неизбежно выиграет та, которая действует согласованно. В гребле, в состязаниях по парусному спорту, теннису, игре в крокет и т. д. победа зависит от согласованности действий. То же и в бизнесе: успеха добивается та фирма, члены которой подчинены строгой дисциплине.
Обычно не только игнорируется значение дисциплины, но и, как правило, не учитывается опасность недисциплинированности. Эту опасность солдаты должны понять сразу, же после вступления в ряды вооруженных сил. Они не будут противиться дисциплине, если осознают ее назначение и важность. Недисциплинированность будет вызывать презрение у солдат, когда они поймут. к какому беспорядку она приводит. Если бы поварам разрешили готовить пищу, когда им заблагорассудится, войска получили бы полное представление о недисциплинированности.
Различается дисциплина двух видов: дисциплина масс и дисциплина индивидуума. Относительно дисциплины масс Гендерсон говорит: "В плохо дисциплинированной армии крайне низка мобильность. Вывести батальон в тысячу штыков на поле боя в назначенное время - задача нелегкая. Секрет успеха на поле боя кроется в умении сосредоточить превосходящие силы: моральные, материальные или те и другие - на решающем направлении". Высокодисциплинированные войска в наступлении проявляют большую энергию.
Гражданская война в Америке дала трагический пример ужасающего беспорядка, который возникает в результате отсутствия у войск тщательной подготовки и жесткой дисциплины. В истории можно найти немного случаев, когда солдаты шли в бой с такими чистыми мотивами, с большим рвением и большим бесстрашием. Но в течение продолжительного времени противостоявшие армии состояли главным образом из не знавших военного дела энтузиастов, которые совершали марш, когда им это нравилось, и расходились по собственному усмотрению. Результаты были фантастически причудливыми. Ни один командир не знал наверняка, сколько солдат будет у него на поле боя и когда они соберутся. А если они были налицо, он не знал, когда им вздумается прекратить бой. Каждый солдат был сам себе командир и считался только со своими желаниями. Но не было еще войны, которая знала бы столько актов личного героизма и в то же время такого огромного количества неоправданных жертв, столько попусту затраченных усилий.
Стройная подготовка окажется более плодотворной и менее утомительной, если солдаты будут понимать ее истинную цель. Эта цель заключается в том, чтобы; а) добиться согласованности действий и б) сделать повиновение привычным. Строевая подготовка часто подвергается критике (особенно со стороны тех людей, которым следовало бы знать побольше), ибо ее истинная цель остается непонятной. Насмехаются над "древними церемониями", над "занятиями на казарменном плацу", объявляя их "безнадежно устаревшими" в век пикирующих бомбардировщиков и танков. Однако эта бойкая критика обходит самую суть строевых занятий. Солдат или полк никогда не будут повиноваться ИНСТИНКТИВНО, если повиновение не стало привычкой. Длительным опытом неоспоримо доказано, что строевая подготовка - наиболее рациональный и даже единственный метод воспитания в коллективе привычки к повиновению. "Рассмотрим один пример, который показывает, что может сделать дисциплина в критической обстановке. В начале войны, во время отступления от Монса, батальон английской гвардейской дивизии удерживал важный мост, являвшийся узловым пунктом обороны. От удержания этого моста зависело многое. Наступил критический момент. Немцы бросали на батальон дивизию за дивизией И уничтожили его. В неглубоком окопе осталось каких-нибудь тридцать человек. В нескольких метрах перед ними находился глубокий ров, который вел во фланг противника. Эта горстка людей вела неравный бой с целыми полчищами немцев, рвавшихся к мосту. Вдруг английский Томми, еще почти мальчик, крикнул: "Гвардейцы, вперед!" Уцелевшие гвардейцы бросились навстречу, казалось, неминуемой смерти. Пробежав метров пятнадцать, они спрыгнули в ров, который вел к немецкому флангу, и с тыла открыли сильный огонь по наступавшему противнику. Немцы заколебались и остановились. Наконец, последовала команда отступить, и волна наступавших начала откатываться назад. Вскоре прибыло подкрепление, и позиция у моста была спасена. Молодой Томми был отмечен в приказах и награжден. Генерал, командир дивизии, спросил: "Кто приказал продвинуться в тот ров?" Ему ответили, что это был восемнадцатилетний горнист. Пораженный генерал воскликнул: "Замечательный парень! Как вы отважились дать такое приказание?" Солдат ответил: "Это были гвардейцы, сэр, я знал, что они подчинятся". Да, он знал, что может положиться на боевой дух своего подразделения" .
Однако дисциплина массы - это еще не все. В современной войне недостаточно, чтобы тысяча человек действовала как одно целое. В настоящее время, более чем когда бы то ни было, каждый солдат должен быть воодушевлен, и не только проникнут духом безоговорочного повиновения. Он должен знать, что в грохоте современного боя исход атаки в значительной степени зависит от его инициативы. Такое обучение солдат прекрасно гармонировало бы с английским характером. Как раса свободных людей, мы располагаем очевидным психологическим превосходством над немцами. Не по капризу немецкого тактика появилась и развилась форма атаки сомкнутым строем, а в результате суровой необходимости, перед которой он был поставлен вследствие психологического недостатка, внутренне присущего немецкому характеру.
Лучшие черты психологического склада немецкого солдата - это инстинктивное послушание, чрезвычайное трудолюбие и исключительное внимание к мелочам. Было бы глупо недооценивать эти ценнейшие качества. Правда, они нейтрализуются его слабыми сторонами: у него рабский образ мыслей, и он нуждается в хорошем руководстве.
Отдавая должное военной системе Германии, необходимо признать, что у немецких солдат были выдающиеся военные руководители. На протяжении более половины столетия немецкого офицера специально обучали командовать подчиненными на поле боя, и это обучение великолепно оправдывалось на практике. Реальная сила немецкой армии кроется почти исключительно в ее руководстве.
Как солдат немец уступает солдатам других рас. По общему мнению, немецкие формирования в период гражданской войны в Америке сражались хуже ирландских. Этот факт приобретает особое значение, если принять во внимание, что ирландцам свойствен индивидуализм, тогда как немцы больше других рас склонны к стадности. Ирландцев называли отличными солдатами, но по отношению к немцам это лестное определение не применялось. На английских солдат, которые в боях нынешней войны встречались один на один с немецкими солдатами, не произвели впечатления боевые качества немцев.;
Описывая немецкое наступление на Тобрук, один военный корреспондент сообщал:
"Австралиец, в прошлом торговец из Сиднея, рассказал мне, как он и пять других солдат, входивших в патруль, обратили в бегство сорок немцев, а одного из них захватили в плен.
- Мы получили сообщение, - говорил он, - что за проволочным заграждением находится около сорока немцев. Мы пошли вшестером, чтобы не слишком ослаблять пост.
Продвинувшись под прикрытием огня, который бойцы непрерывно вели через наши головы, группа со штыками наперевес ворвалась в расположение немцев.
Мы уничтожили пятерых из них, не дав немцам опомниться.
Нескольким немцам я нанес удары прикладом. Затем я схватил камень - и уцелевшие упали на колени. Один из них слезно умолял: "Не убивайте меня", а другой кричал: "Сдаюсь, сдаюсь!"
Теперь я считаю, что, когда дело доходит до рукопашной, немцы не лучше итальянцев".
Сержант шотландского полка, участвовавший в рукопашных схватках прошлой и нынешней войн, сказал: "Теперь немецкие солдаты не похожи на своих отцов периода 1914-1918 годов. Эти парни - бойцы ближнего боя, и к тому же отчаянные".
Наивное представление австралийца, что шесть человек и состоянии драться против сорока немцев, заслуживает специальных комментариев.
Убеждение англичанина - отнюдь не наглое, - что он стоит по меньшей мере трех иностранцев, возникло еще в битве при Азенкуре, где он не признал себя в невыгодном положении при значительном численном превосходстве противника. Даже в современных условиях исход боя зависит не столько от численности и вооружения войск, сколько от воли солдат. Источник морального превосходства английского солдата заключается в том, что он по своему психологическому складу не способен представить себе собственное поражение.
Дисциплина индивидуума в отличие от дисциплины группы людей получает наилучшее развитие в индивидуальном обучении. Нужно использовать каждую возможность, чтобы дать солдату проявить инициативу. Глупый упрек: "Вы здесь не для того, чтобы думать", который так часто срывается с уст не слишком образованных сержантов, должен быть заменен другим: "Вы здесь для того, чтобы думать". И на казарменном плацу, и в классе каждого солдата нужно заставить думать не только за себя, но и за других солдат подразделения.
Если солдату запретить думать, не возлагать на него ответственности, не разрешать действовать или передвигаться иначе как по команде, он очень скоро потеряет всякую способность к проявлению инициативы. В современной войне, когда сражения приобретают гораздо больший размах и напряжение, чем когда бы то ни было прежде, совершенно неизбежна обстановка, в которой отдельным солдатам придется действовать самостоятельно, по своему усмотрению. Необходимо разработать такую систему одиночной подготовки солдата, чтобы она помогала ему во всеоружии встречать любую опасность.
Нередко можно услышать, что нынешний солдат, более образованный и развитой, чем его предшественник, не нуждается в суровой дисциплине. Это крайне опасное заблуждение. Высокодисциплинированная армия, укомплектованная солдатами с низким уровнем развития, наголову разгромит плохо дисциплинированную армию, укомплектованную выпускниками университетов. Независимо от уровня образования личного состава ни одна армия не может быть боеспособной, пока повиновение солдат не станет привычным. Опыт показывает, что на поле боя даже образование - менее ценное качество, чем дисциплина.
Утверждение, что привычка к инстинктивному повиновению убивает инициативу и притупляет ум, просто неверно. Английские морские офицеры воспитываются с тринадцати с половиной лет и проходят всю службу в условиях железной дисциплины, однако в бою они проявляют изумительную инициативу и острый ум, наводящие страх на врагов и вызывающие восхищение друзей.
Дисциплина составляет основу морального состояния войск.



Глава шестая ПСИХОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Вновь назначенный командир склонен рассматривать дисциплину как поддержание порядка среди группы подчиненных ему людей. "Насколько строги его требования к дисциплине?" - этот вопрос часто задают об офицерах и сержантах. Что такое дисциплина? Как она насаждается? Какие люди способны успешнее насаждать дисциплину?
Если мы обратимся к хорошему английскому толковому словарю, то увидим, что корень слова "дисциплина" ((discipline) - disciple, что значит "ученик, учащийся)". Под дисциплиной сейчас понимают систематическое обучение, упражнение, развитие и контроль умственных, моральных и физических способностей, а также систему обучения и контроля, внедряющую подчинение узаконенной власти, самоконтроль и соответствующее установленному порядку поведение.
Мы будем правы, если скажем, что тот, кто поддерживает порядок среди группы людей, насаждает дисциплину. Однако мы будем правы только наполовину. Более активным воспитателем является тот, кто способен оказать такое влияние на коллектив, чтобы каждый его ч л ей поддерживал порядок.
Принуждение большей частью вносит расстройство в дисциплину, ибо оно является средством утвержденной власти и присуще родителям, учителям, государству, церкви. Все они считают простым и удобным требовать: "Делай так и так, в противном случае..." Утвержденная власть действует дубинкой, иногда физической, иногда моральной. Между тем самый элементарный жизненный опыт свидетельcтвует, что принуждение эффективно только до тех пор, пока существует возможность применения физической или моральной дубинки.
Хороший командир никогда не удовлетворяется малым, он всегда стремится достигнуть максимума, ибо только высшая ступень дисциплины создает почву для самоконтроля. Совершенно недостаточно, призвав в армию человека, превратить его в хорошо сражающуюся машину. Имеются более важные задачи, чем эта. Естественно, что хороший командир считает службу в армии благородной профессией. Свою настоятельную задачу он видит в том, чтобы поднять общий моральный уровень личного состава, развить его лучшие качества, каждому дать возможность усвоить, что необходимо воспитывать чувство собственного достоинства, которое рождает все другие достоинства. Солдату дисциплина необходима более, чем кому бы то ни было другому. Однако существует большая разница между дисциплиной, которая ограничивает и раздражает, и дисциплиной, которая существует как полезный побудительный мотив.
Когда лет шестьдесят назад лорд Робертс был назначен командующим войсками в Индии, его внимание привлекло одно тревожное явление. Еще младшим офицером он с ужасом наблюдал публичные телесные наказания, которым подвергались солдаты его батареи. Он давно пришел к выводу, что постоянные наказания делают солдата черствым, безразличным к той роли, которую он играет в полку. Заняв пост командующего, лорд Робертс строго приказал всем, имеющим отношение к дисциплинарной практике, перейти от телесных наказаний к снисходительности.
"Я требую, - писал он, - чтобы в первые два-три года службы солдату делалась скидка на молодость и неопытность". Более того, он настаивал на том, чтобы поощрялись солдаты, фамилии которых не внесены в списки нарушителей, чтобы им предоставлялись отпуска и вообще большая свобода. Эти мудрые уступки вызвали переворот, и списки нарушителей исчезли.
Проявив здравый подход к решению вопроса о принуждении, Роберте в течение четырех лет добился того, чего веками не способны были сделать тысячи сторонников "жесткой дисциплины" с помощью расстрелов, порок и тюрем.
История, кажется, не признала, что лорд Робертс был не только выдающимся полководцем, но и пионером в области социальной реформы. Полстолетия назад пьянство еще было опаснейшим социальным злом, и все, что делали законодатели, не имело сколько-нибудь существенного значения.
Девяносто процентов всех преступлений в армии было прямо или косвенно связано с пьянством. Робертс не был самодуром, и он отлично понимал, что солдат не становится хуже, если он любит выпить кружку пива. Но генерал поставил перед собой задачу покончить с пьянством. Его план искоренения зла путем заполнения времени полезными занятиями был простым и мудрым. Это он приказал организовать в каждом полку солдатские клубы, где солдаты могли почитать газеты, поиграть, перекусить, купить необходимые мелочи (сейчас солдаты принимают это как должное). Здесь же было и пиво для тех, кто его любит, однако, как и предполагал генерал, большую часть своего денежного содержания солдаты начали тратить на другие вещи, когда это стало для них доступным. Мы не преувеличим, сказав, что своими реформами Робертс сэкономил миллионы фунтов стерлингов, ибо эти реформы способствовали ликвидации преступлений и предотвращению заболеваний.
Эти методы нашли применение не только в армии. Пятьдесят лет назад розга или палка были необходимой принадлежностью каждой английской школы. В те дни ученик за один урок получал от своего преподавателя, пожалуй, большую порку, чем в наше время он получает от отца за вторжение в кладовку. Каждый учитель тратил значительную часть урока на избиение учеников, причем не за дурные наклонности, а просто для того, чтобы, как тогда искренне верили, изгнать из детей дьявола и вселить в них добродетель в облике знаний. Нет необходимости говорить, что прогулы воспринимались как должное.
Сейчас палка почти исчезла, нет и прогулов. Только твердолобые могут настаивать, что современные молодые люди превращаются в скотов, раз телесные наказания стали редким явлением. В настоящее время преступления молодежи составляют ничтожную долю того, что было при жизни прошлого поколения. Никогда еще образование не достигало такого высокого уровня. Тем престарелым членам городского магистрата и другим самоуверенным людям, которые со скорбью заявляют об упадке образования, не мешало бы сравнить свои экзаменационные работы с работами современной молодежи, чтобы понять, какой колоссальный прогресс достигнут в этой области.
Почему исчезла палка из большинства школ? Ответ можно прочесть в книге доктора Раймонта "Современное образование". Это случилось потому, что "рабство было заменено дисциплиной. Спектакли, концерты, игры, лагеря - все это превратило школу в огромную область общественной деятельности".
Вывод Раймонта имеет такое важное значение, что его стоит повторить. Прогулы были ликвидированы, преступность молодежи резко сократилась, жизнь детей стала в тысячу раз счастливее, потому что рабство было заменено дисциплиной. Спектакли, концерты, игры, лагеря - все это превратило школу в огромную область общественной деятельности.
Преподаватели и ученики находятся теперь в контакте ни только в классе, но и в ряде других мест. Они связаны нищими интересами в играх, концертах и других общественных мероприятиях и потому знают друг друга как людей, а не только как преподавателей и учеников. Они являются членами одного коллектива, верят друг другу и чувствуют взаимную привязанность. Старая же система дисциплины, основанная на насилии, применяется только теми, кто не способен применить новые методы.
Когда члены коллектива проникнуты духом товарищества и чувствуют себя заодно с каждым из его членов, они из личных соображений не допустят нарушения установленного порядка, ибо ни один человек не совершит проступок против самого себя. Ни один человек не станет доставлять неприятности своему руководителю, которого он знает, уважает и мнением которого дорожит. Да и руководителю, даже отличающемуся грубостью, трудно бесчувственно и несправедливо отнестись к человеку, которого он знает и за благополучие которого отвечает.
Сейчас уже ясно, что наиболее устойчивая дисциплина определяется следующими условиями.
1) Руководитель знает каждого своего подчиненного.
2) Каждый подчиненный знает своего руководителя.
3) Руководитель неизменно солидаризируется, с коллективом.
4) Вся группа сплочена в коллектив, воодушевленный энтузиазмом руководителя.
5) Группа проникнута высоким духом товарищества.
6) Коллектив хорошо обучен, энергичен и инициативен. 
Если создать перечисленные условия - что при всех обстоятельствах вполне достижимо, - то преступления исчезнут, обучение будет быстро прогрессировать, солдаты станут боеспособными, гауптвахты окажутся ненужными. Можно ли сомневаться в этом? Лучшие школьные преподаватели при худших условиях, ибо их работа в группе длится только шесть часов в день, пять дней в неделю при длительных каникулярных перерывах, совершили куда большее чудо в трущобах наших великих городов. Поколение назад дети, как вправило, скрывались в ближайший закоулок, увидев на улице своего учителя. Теперь обычнее другое - ребята ожидают своего учителя и сопровождают его в школу. Где наиболее здоровые отношения?
Что же эффективнее: рабство или дисциплина?



Глава седьмая 
ПСИХОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(Продолжение)

Наилучший результат в насаждении дисциплины дают экспрессивные, а не репрессивные методы. Когда дисциплины добиваются одними репрессиями, солдаты становятся ленивыми и перестают должным образом реагировать на арест или другое наказание. Они теряют инициативу, перестают быть искренними. Преимущественное применение репрессий вынуждает прибегать к постоянному надзору. Солдат приходится принуждать, вместо того чтобы руководить ими. Такая система неэкономична, ибо ее надо подпирать широкой и дорогостоящей организацией, которая к тому же нисколько не содействует повышению боевого духа и боеспособности армии. К этой организации относятся военные тюрьмы, гауптвахты, обслуживающий персонал тюрем, военная полиция, дополнительный штат медицинских работников, дополнительные караулы в полку, дополнительное вооружение и т. д.
Чтобы достичь высокой боевой мощи, армия должна быть высокодисциплинированна. Дисциплина же подразделения и части складывается из дисциплины отдельных солдат. Дисциплинированность солдат достигается не тем, что они наказываются за какие-то неправильные действия, а тем, что, оказывая на солдат влияние, их побуждают поступать правильно. Если. солдату постоянно дают приказания, которые он не в силах выполнить, то вскоре он перестанет выполнять и нетрудные задания. Сначала солдата необходимо тщательно обучить тому. что он должен делать, а потом уж отдавать ему приказание. Следует принимать во внимание, что одни солдаты медленнее других усваивают то, чему их обучают. Каждый новый прием нужно настойчиво отрабатывать по отдельным элементам. Все детали, из которых складывается дисциплина, должны вновь и вновь тщательно изучаться. Если сборка пулемета поручена рекруту, инструктор не имеет права ставить в смешное положение неловкого, неудачливого солдата и внушать ему ложное чувство неполноценности только из-за того, что он менее сообразителен, чем другие.
Непонимание приказа не может быть оправданием его невыполнения. В то же время совершенно бессмысленно ожидать от молодого солдата, чтобы он сам сразу во всем разобрался, а если ему это не удалось, наказывать в назидание на будущее. Самый эффективный способ заставить солдата выполнять приказы - это выработать у него привычку понимать то, что ему надлежит знать. Пока у солдата чистая карточка поведения, он сдвинет горы, лишь бы. сохранить ее чистой. Но как только туда будет внесена первая запись о проступке, хотя бы самом незначительном, этот побудительный мотив исчезнет. Поэтому ни одному офицеру не следует без крайней необходимости принимать на себя тяжкую ответственность за пренебрежение таким серьезным побудительным мотивом.
В своей замечательной книге "Десять заповедей управления кораблем" капитан 1 ранга Рори О'Конор пишет:
"Достоинство и величие нашей службы требуют, чтобы каждому офицеру и матросу доверяли, а в случае нарушения им тех или иных правил видели в этом результат незнания или забывчивости, но не злого умысла. Если же офицер или матрос снова допустит промах, то люди, несущие за него ответственность, могут спокойно действовать, имея в виду, что на их стороне весь флот, дисциплинарный устав и парламент".
Эти благородные слова должны быть в сердце каждого офицера, призванного контролировать осуществление военного закона.
Мы совсем не имеем в виду, что дисциплина исключает применение репрессий. В самом деле, если командир подозревает, что его подразделение или часть может выйти из повиновения, ему следует немедленно принять крутые меры. Не опасно, если он временно приобретет репутацию жестокого человека. Зарекомендовав себя как офицер, знающий свое дело, он может отпустить вожжи. Если понадобится, он может снова натянуть их, но едва ли это придется делать..
Помните, что натянуть брошенные вожжи невозможно. Поэтому ни одно нарушение дисциплины нельзя оставлять непресеченным, ни один серьезный проступок не следует замалчивать. Всякое своеволие нужно незамедлительно пресекать - иначе подразделение выйдет из повиновения.
Чтобы не допустить крупных нарушений дисциплины, надо следить за мелкими недостатками, вовремя и решительно устраняя их.
Этот важнейший урок дисциплинарной практики необходимо знать. Многие офицеры склонны пренебрегать мелочами, искренне надеясь, что солдаты поймут их дружеское отношение и не допустят нарушений в более серьезных вопросах. Но это опаснейшее заблуждение. Если в подразделении много серьезных нарушений дисциплины, можно с уверенностью утверждать, что не пресекались незначительные проступки: например небрежность в одежде, отсутствие пунктуальности и т. д.
Золотое правило дисциплинарной практики - заботиться о мелочах, и тогда не возникнет осложнений в крупных вопросах.
Что касается взысканий, то помните: вы имеете дело с взрослым людьми. Наказание - самый серьезный акт одного человека, направленный против другого, и оно требует чрезвычайного внимания.
Величайший реформатор 18 столетия Беккариа, заложивший основу всех современных уголовных кодексов, руководствовался следующими правилами, верными в настоящее время, как и в тот период, когда они были разработаны.
1. Лучше предотвратить преступление доверием, чем пресекать его жестоким наказанием.
2. Страны, в которых узаконены самые жестокие наказания, известны и самыми кровавыми, самыми бесчеловечными преступлениями, ибо руку преступника и законодателя направляет одно и то же чувство - жестокость.
3. Всегда гораздо эффективнее немедленное наказание.
4. Притупления часто вызывает сам закон.
5. Одно из верных методов предотвращения преступлений - поощрение добродетели.
Следуй подчеркнуть, что наказание нельзя превращать в простую формальность. Каждое нарушение должно рассматриваться по существу и с точки зрения интересов всего подразделена. Надо постоянно иметь в виду следующий вопрос: как добиться наиболее высокого морального состояния подразделения? Иногда этого действительно можно достичь. путем примерного наказания, но гораздо чаще проявлением безграничного великодушия.
Хорошо известен случай, когда Наполеон во время проверки караулов обнаружил, что один часовой заснул в снегу на своем посту у опушки леса. Согласно уставу Наполеон должен был вызвать начальника караула, посадить под арест нарушителя, а затем отдать его под суд и расстрелять перед строем. Такое преступление нельзя простить, где бы оно ни было совершено - в своей ли. стране, или на территории противника. Нет пощады солдату, который, постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизнь своих товарищей. Самому молодому капралу было ясно, как должен был поступить Наполеон.
Но Наполеон - гениальный человек, а гений действует так, как не придет в голову поступить обычному человеку. Он поднял ружье спящего часового, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомленным солдатом пост. Прибыв со сменой, сержант увидел, что часовой все еще спит, а император стоит на его посту.
Кто наберется смелости утверждать, что Наполеон допустил ошибку, что он потворствовал такому нарушению долга? Этот проницательный психолог безусловно был прав. Генерал сэр Джордж Макманн заметил по поводу этого инцидента: "Никто лучше его не знал, какая усталость одолевает солдата, целый день находившегося в походе. Никто лучше его не понимал, что история о "маленьком капрале", взявшем на плечо ружье, вместо того чтобы вызвать подразделение для расстрела, на следующий день молнией облетит весь бивак и походные колонны. После этого случая стало славиться не только великое обаяние императора, но и его тонкое чутье пропагандиста".
Да и почему бы не поступить именно так? Личное право каждого командира - всеми способами добиваться от своих войск наивысшей боеспособности и эффективности. В данном случае Наполеон проявил большую мудрость, найдя, что лучший путь к достижению цели состоял не в том, чтобы следовать букве военного закона, а в том, чтобы игнорировать ее и оставить в живых человека, заслужившего расстрел.
Даже лишенным воображения людям нетрудно представить себе, какое моральное воздействие оказал этот инцидент на войска Наполеона. Если бы им был дан приказ немедленно вступить в бой, они дрались бы с таким самозабвением, с таким жаром, что поразили бы даже своего принципиального главнокомандующего. Разве солдат поколебался бы отдать жизнь, идя в бой с таким руководителем? Вы скажете, глупо? Глупо ли, нет ли, но это действительность. Во многих случаях великодушие решает успех дела, и умный руководитель должен умело пользоваться им.
С новобранцами следует дружески побеседовать по всем вопросам дисциплины в свете их прав и привилегий, предусмотренных уставом. Следует тщательно объяснить цель наказаний. Цель эта состоит в предотвращении проступков, а не в возмездии. Действуя в соответствии с военным законодательством, офицер должен спросить себя, следует ли наказывать в данном случае, а если необходимо, то какое наказание может быть наименьшим.
Особенно серьезное предупреждение нужно сделать в отношении массовых наказаний. Например, если во время еженедельной проверки обнаруживаются непорядки в каком-нибудь помещении казармы, нельзя вместо объективного расследования причин огульно наказывать всех солдат сверхурочной работой и т. д. Это может иметь чрезвычайно пагубные последствия. Психология группы людей существенно отличается от психологии индивидуумов. которые составляют группу. Когда вся группа убеждена, что она наказана незаслуженно, возникают весьма опасные психологические последствия. Массовое наказание часто вызывает серьезные преступления, ибо оно сплачивает солдат в целях протеста.
И во-первых, и во-вторых и в-десятых, - словом, всегда надо думать о моральном состоянии солдат, которое укрепляется прежде всего в атмосфере справедливости, доверия и уважения.

Глава восьмая  ЖЕНЩИНЫ
Когда народ поднимается на войну за национальную независимость, он ясно видит перед собой определенную общую цель, о которой забывают в обычных условиях. Групповой инстинкт значительно усиливается в результате того, что всякого рода социальные преграды, разделяющие индивидуумов, ломаются. Высшие классы благосклонно относятся к низшим, чего не бывает в нормальных условиях. Пассажиры общественного транспорта, обычно молчаливые и скрытные, вовлекают друг друга в оживленные разговоры. Мужчины и женщины разных социальных слоев вступают в браки, которые в других условиях не получили бы одобрения. Барьер между полами если не разрушается, то во многих случаях нарушается. Ограничения, которые раньше способствовали поддержанию дисциплины внутри определенного коллектива, теперь отбрасываются. Все общество смыкает свои ряды перед выступлением в поход.
Возникающие в результате этого проблемы усугубляются другими факторами. Наиболее жизнедеятельная часть мужского населения страны приобретает ореол защитника слабых, и женщины инстинктивно тянутся к ней с вестью и благодарностью. Проблема осложняется тем, что эта жизнедеятельная часть населения изолируется в лагеря: мужья отрываются от жен, неженатая молодежь освобождается от ограничений родительской дисциплины и получает возможность удовлетворять свое половое любопытство. Женщины легкого поведения охотятся за ними в окрестностях каждого лагеря. Особенно печально, что многие легкомысленные девушки, едва достигнув пятнадцати - семнадцати лет, вовлекаются в этот водоворот и доходят до состояния полной моральной деградации.
Эти проблемы необходимо рассматривать как неизбежное следствие войны. Нам постоянно напоминают, что "человек остается человеком". Многие образованные люди, которые, несомненно, не принадлежат к числу сластолюбцев, половую распущенность солдата в данных условиях считают не только неизбежным, но даже желательным явлением- Почему бы тогда не оставить в покое этот вопрос?
Но как бы мы ни пытались отмахнуться от него, он не оставляет нас в покое. При этом беспокоит не только неумолимый факт заболеваний, но и поразительная связь между нравственностью и моральным состоянием войск. Холл, как беспристрастный исследователь, не преследующий никаких корыстных целей, утверждает: "Для достижения наибольших успехов в войне всем людям, какое бы положение они ни занимали, необходимо воздержание высшего порядка".
Это суждение не столь экстравагантно, как может показаться на первый взгляд. Никто не станет отрицать, что строжайшее воздержание необходимо для достижения успехов в спорте. Каждый честолюбивый спортсмен помнит, что невоздержание ведет к неудаче. Это не предрассудок. Снова и снова на практике подтверждается, что спортсмен высшего класса теряет свою квалификацию только из-за несоблюдения этого правила, которое так важно для постоянного успеха на ринге, поле, треке.
"Общеизвестно - и это доказано на опыте, - говорит доктор Лоуренс Браун, - что половые злоупотребления приводят мужчин и особенно женщин к многочисленным болезням нервной системы и вызывают другие хронические недуги. Растрата половой энергии вызывает нарушение деятельности системы эндокринных желез по той веской причине, что половые железы и мужчин и женщин тесно связаны с железами внутренней секреции, выполняющими обширный комплекс важных функций и контролирующими многие стороны деятельности человеческого организма".
Следовательно, Холл не преувеличивает, утверждая, что наивысший успех в войне невозможен без воздержания. 
В самом деле, обыватель, который, пожимая плечами, настаивает на том, что наши инстинкты даны для того, чтобы пользоваться ими, и что необходимо предоставлять им полную свободу, едва ли в состоянии понять, что медицина не может согласиться с таким мнением. "Если этот принцип хорош в отношении половых инстинктов, почему он должен быть иным в отношении других инстинктов? - справедливо спрашивает доктор Хэдфилд. - Допустим, при первом разрыве снаряда солдат бросает позицию и бежит прочь. На суде он оправдывает свое поведение "естественным инстинктом". Выслушав такую аргументацию, бригадир поднимается, жмет ему руку и говорит: "Я поздравляю вас, дорогой друг, ибо вы приведи решительный довод против глупых обвинений этого средневекового прокурора". Или, например, мужчина, возмутившись тем, что его толкнули в толпе, бьет совершенно невинного прохожего, давая волю своему инстинкту мести. Очевидцы этого поступка одобряют его за смелое предоставление им воли своим чувствам, а один из них замечает: "Инстинкты для того и даны, чтобы их удовлетворять, а не подавлять". Еще один случай: вора, задержанного ночью в банке, директор банка полностью реабилитирует и одобряет его на том основании, что вор руководствовался инстинктом любознательности и приобретения. Вот мир, в котором мы должны были бы жить!"
Итак, этот вопрос имеет более общее значение. Половой инстинкт лежит в корне как самых высших, так и наиболее низменных проявлений человеческого характера.
Нормальная половая жизнь вызывает глубокие альтруистические чувства. С нею связаны привилегии, но есть и определенные конкретные обязанности: обеспечение дома, забота о жене и детях, привязанность к ним и т. д. При ненормальной же половой жизни привилегии не уравновешиваются обязанностями. Сластолюбец, как правило, бывает эгоистичным, самовлюбленным, неустойчивым и беспринципным.
Во время своих боевых кампаний Наполеон неизменно возил с собой досье на всех генералов противника, чтобы строить свою тактику, противопоставляя ее их замыслам, которые непременно должны были определяться их характером и умом. Разрабатывая свои планы, он всегда учитывал психологию военачальников противника. Например, в сражении при Ватерлоо, когда Наполеон оказался перед выбором, кого из союзников атаковать прежде всего, он принял решение первый удар нанести по пруссакам, ибо превосходно знал, что Блюхер был слишком пылким, чтобы уклониться от боя и присоединиться к более осторожному Веллингтону.
Немцы усовершенствовали психологические приемы Наполеона и довели их до настоящего искусства. С дьявольской изобретательностью они использовали тот факт, что моральный облик - самое главное при оценке любого индивидуума. Перед вторжением в страну они отлично знали, кого можно купить и за какую цену. Они мастерски играли на тех скрытых страхах, которые таятся в глубине души каждого человека. Система Наполеона была усовершенствована, и досье заводились на официальных лиц небольших городов, руководителей местных профсоюзов, известных граждан и владельцев собственности. Этот принцип должен получить дальнейшее развитие, ибо не только индивидуумов, но и целую группу людей характеризует прежде всего их моральный облик.
В немецкой армии прошлого тоже считалось, что свободные половые связи неизбежны для солдата. Поскольку этот взгляд был официальным, предпринимались меры для ограждения военнослужащих от венерических заболеваний средствами научной профилактики. Позднее утвердилась другая официальная точка зрения: половая распущенность якобы не только неизбежна, но и желательна. Задолго до войны тайно поощрялись случайные связи между юношами и девушками из соседних трудовых лагерей. Согласно более позднему свидетельству из Польши, количество немецких солдат, размещаемых в доме, определялось числом проживавших в нем молодых женщин. Не лишен цинизма и тот факт, что все немецкие военнопленные, попадавшие в наши руки, имели презервативы, как будто они были их табельным имуществом. Никто не сомневался, что если бы Германии удалось установить господство во всем мире, ее военнослужащих всемерно побуждали бы к всевозможным формам грабежа.
Подобные примеры говорят о тесной связи между нравственностью и моральным состоянием войск. Не будет сколько-нибудь необоснованным вывод, что жестокость, присущая характеру немецкого военнослужащего, и полное игнорирование им всех законов нравственности - прямое следствие официального игнорирования принятых в немецкой армии норм половых отношений. Вряд ли можно иначе объяснить совершавшиеся по личной инициативе хладнокровные убийства женщин и детей. Слезливые вопли немецкого солдата о пощаде, когда он видит карающее правосудие на острие штыка своего противника, поразительно напоминает жалобное хныканье сластолюбца, застигнутого с чужой женой. Кто наберется смелости утверждать, что моральный облик солдата не имеет значения?
В английской армии половая распущенность официально рассматривается как серьезное зло, поэтому предпринимаются решительные меры для борьбы с ней. Однако, подобно многим проблемам, возникающим в вооруженных силах, эта проблема касается всей нации, и только нация в состоянии решить ее. Это дело всего общества, а не отдельной его части.
Нация в состоянии сделать очень многое. Можно шире, чем это делается, использовать радиопередачи для укрепления нитей, связывающих солдата с домом. Надо вести настойчивую кампанию по укреплению домашних и семейных отношений. Развлечения и другие мероприятия должны пробуждать лучшие, а не худшие инстинкты солдат.
Существенный вклад может внести и сама армия. Офицерский состав полка должен позаботиться о том, чтобы казарменные помещения были привлекательнее публичного дома, а лагерь - города. У плохого офицера подчиненные всегда будут стремиться в свободное от службы время вырваться из расположения части. Но почти всем известно, что лучшая часть юношей и мужчин проводит время, как правило, не в публичных домах, биллиардных, танцевальных залах и т. д., а в вечерней школе, гимнастическом зале, спортивной площадке, на лужайке для игры в шары или на земельном участке. Для армии чрезвычайно выгодно поощрять личный состав к высшим достижениям. Человек стремится жить, это его сильнейшее желание, и если в лагере скучно и неинтересно, половая жизнь военнослужащих будет нездоровой.
Специальные "беседы о непристойностях" очень редко бывают эффективными, так как на них скромные солдаты чувствуют себя запятнанными, а безнравственные воспринимают их как развлечение. В любом случае психологически неверно подходить к проблеме с ее негативной стороны. Подход должен быть позитивным. Вместо нападок на зло половой распущенности необходимо показывать выгоду физической чистоты. Одна фраза, сказанная как бы невзначай инструктором по физической подготовке, несравненно ценнее длинной лекции, прочитанной представителем королевского медицинского колледжа.
В такого рода вопросах престиж человека, дающего совет, имеет первостепенное значение, а обращение отличного спортсмена, пользующегося |уважением, окажет гораздо большее влияние на здоровых молодых людей, чем лекция престарелого профессора медицины.
Несведущие люди считают, что женщины и девушки Вспомогательной территориальной службы осложняют половые проблемы солдата, но на самом деле они оказывают здоровое влияние. Вопреки критике, направленной против офицеров этого корпуса, нет серьезных оснований сомневаться, что это достойные женщины, которые оказывают большое личное влияние, а в этом и заключается чрезвычайно важное значение любой женской организации.
Признано, что женщины легче поддаются влиянию, чем мужчины. Если их верность и не слишком продолжительна (нет реальных доказательств, что это не соответствует действительности), то они более активны и менее склонны уклоняться от исполнения своих обязанностей. Офицеры показывают хороший личный пример, которому охотно следуют остальные, и общее положительное влияние этих женщин ощутимо сказывается на всей армии.
Невозможно было бы сохранить в строгой тайне жизнь личного состава Вспомогательной территориальной службы, к тому же женщины более ревниво оберегают свою репутацию, чем мужчины. Нормальному мужчине тоже свойственна гордость, и он не захочет, чтобы его увидели с женщиной, которая занимается проституцией. Гораздо больше мужчин, чем это может показаться, придерживается высоких идеалов по отношению к женщине. Это особенно заметно в среде трудящихся классов, где брат и сестра вместе растут, вместе посещают школу и связаны узами любви и дружбы. В этих условиях их половые интересы развиваются более нормально, чем половые интересы детей, изолированных в закрытых пансионах.
Кроме того, в семьях трудящихся классов гораздо сильнее влияние матери, ибо она ближе к детям и более настойчива. Жизнь людей трудящихся классов сопровождается подъемами и падениями, которых богатые и обеспеченные классы могут никогда не знать, а трудности сплачивают семью.
В результате представитель трудящейся молодежи часто показывает не менее высокий пример моральной чистоты, чем отшельник. Он знает, какой позор сопровождает незаконнорожденного. Он понимает, какой стыд и отчаяние овладевают девушкой, которая попадает в беду. Глубокое личное уважение к своим сестрам настраивает его на уважение ко всем женщинам. Как правило, он предъявляет высокие требования к моральным устоям женщины, на которой собирается жениться. Трудящиеся классы придают большое значение физической чистоте, которой пренебрегают обеспеченные классы. Поскольку групповой инстинкт в среде трудящихся классов крепче, чем среди других, они серьезнее относятся к последствиям, вызываемым неразборчивостью.
Совершенно очевидно, что Вспомогательная территориальная служба имеет свои моральные проблемы, ибо ни одна человеческая организация не может быть безупречной. Однако благодаря умному руководству нарушения нравственности здесь очень редки. Если бы вся проблема морального облика солдата была передана в ведение специального департамента военной психологии, появилась бы реальная возможность использовать влияние представителей Вспомогательной территориальной службы. И тогда воздержание стало бы идеалом армии.
Каждый мужчина стремится к тому, чтобы женщина составила о нем выгодное мнение, а поскольку сами женщины имеют здоровое представление о моральных ценностях, этот инстинкт можно использовать, если подходить к вопросу с научных и деловых позиций.
У каждого здорового молодого человека наступает время, когда он нуждается в женском обществе. В этом нет ничего предосудительного. Женские организации по всей стране проводят отличную работу среди солдат, организуя их отдых и развлечения во внеслужебное время. Но этого еще недостаточно. Солдату хочется поговорить с женщинами, которые сочувственно выслушали бы его рассказы о трудностях солдатской жизни. Женщины, участвующие в этой работе, должны понять, что наименее важная часть их добровольного труда состоит в раздаче чая и сдобных булочек. Мужчины нуждаются не только в отдыхе. но и в облагораживающем влиянии женского общества. Женщины понимают это, испытывают глубокое удовлетворение, сознавая, что именно их влияние удержало многих солдат на правильном пути.
Хорошо известно, что в период прошедшей войны хирургия, а также психиатрия достигли огромного прогресса. Однако многие важнейшие психологические проблемы еще ожидают своего решения. Давно признано, что человек в состоянии направить свою половую энергию по каналам, которые, будучи созидательными, не являются производящими. Именно это и происходит, когда, скажем, плотник сколачивает клетку для кроликов, художник пишет картину, а радиолюбитель конструирует свой собственный приемник. Этот процесс носит название сублимации. Отвлечение половой энергии здесь происходит бессознательно. Но есть и другой процесс, сознательный, который еще ждет научного исследования. Это процесс превращения. При этом процессе половая энергия направляется из генеративных каналов в регенеративные. Напомним слова доктора Лоуренса Брауна:
"Использование жизненно важной половой энергии в регенеративных целях вызывает удивительные перемены в физическом состоянии организма. Эти изменения становятся очевидными в самое короткое время. Улучшение физического состояния организма способствует поднятию умственной деятельности, что в свою очередь ведет к невиданной духовной уравновешенности".
Равновесие. Тело, ум, душа в гармоническом равновесии.
Это ли не наивысший идеал человека!

На главную        Далее книга    Оглавление книги     Библиотека