Коупленд Психология и солдат

            в начало

Глава восемнадцатая ИСКУССТВО РУКОВОДСТВА
Проблема человеческого характера - самая трудная из всех, с какими сталкивается руководитель. Это относится не только к военным руководителям, но и ко всем, кто занимает должность, дающую власть над людьми. Например, крупный промышленник обгоняет своих конкурентов не потому, что он лучше знает процесс производства, а потому, что умеет добиваться от своих рабочих несравненно большей производительности труда. Самый знающий человек не обязательно становится самым лучшим учителем. Самый способный врач не всегда имеет самую обширную практику. Самый опытный игрок не обязательно бывает самым лучшим капитаном. В руководителе способность воодушевлять и сплачивать отдельных индивидуумов имеет большее значение, чем знания и мастерство.
Однако это не должно огорчать тех, кто старается вооружить себя знаниями и мастерством. Их, правда, часто обходят соперники, которых они считали ниже себя по интеллектуальному развитию. Там, где сочетаются знание, мастерство и способность вызывать энтузиазм, - там появляются Нельсон или Наполеон, Кромвель или Черчилль.
В качестве примера умения воодушевлять мы уже приводили случай из опыта лорда Робертса. Значение этой способности повысится в наших глазах, если мы сравним вышеописанный случай с тем, что произошло бы, принадлежи лорд Роберте к школе "внушай им страх божий". Допустим, Роберте едет верхом позади колонны, спрашивает Снукса, почему он, такой-сякой, ковыляет по дороге, ругает его за слабоволие и обзывает симулянтом. Снифкинса он называет дураком за то, что тот несет винтовку Снукса, и приказывает вернуть винтовку. "Ты, коротконогий, как бишь тебя", - говорит он Грейди и угрожает ему гауптвахтой, если тот не прибавит шагу. Затем, сказав всем солдатам роты, что они пользуются дурной славой шайки бездельников и что они позор для английской армии, он уезжает вперед и таким же образом "воодушевляет" там другие роты.
Три часа спустя рота "Д" вступает в бой. Боевой дух роты подорван. У солдат нет веры в свои силы и, конечно, нет никакой веры в своего главнокомандующего. Они проиграют бой, прежде чем будет сделан первый выстрел, и при этом противнику, уступающему им по численности, подготовке и вооружению.
Когда Наполеон сказал, что "духовная сила относится к физической; как три к одному", он ошибся в сторону преуменьшения. Сейчас психологи пришли к общему мнению, что обычный человек использует только десять процентов своих физических и умственных способностей.
Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении,- то разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.
Хорошим руководителем следует считать того, кто способен уговорить или вдохновить своих подчиненных отдавать больше, чем десять процентов своих физических и умственных способностей, и плохим - того, кто получает от подчиненных меньше десяти процентов. Если учесть, что моральный дух армии численностью сто тысяч человек несравненно выше суммы морального духа ста тысяч индивидуумов, составляющих армию, то нетрудно определить, какое громадное значение имеет этот вопрос.
Поэтому главная задача руководителя заключается в м, чтобы вызывать энтузиазм и у индивидуумов группы, у всей группы. До сих пор мы сосредоточивали наше внимание на последнем из этих пунктов в ущерб первому. Но можно ли удовлетворяться только десятью процентами боевой мощи и способности индивидуума, когда он сам отчаянно стремится отдать все сто процентов?
"Оружие меняется, - говорил Гендерсон, - но человек, который имеет первостепенное значение при рассмотрении всех вопросов тактики и стратегии, остался неизменным", Имея дело с отдельными людьми, помните, что есть только один путь развить способности любого человека независимо от его звания и должности, а именно - человека надо ценить. Ни один выдающийся руководитель никогда не забывал об этом правиле. "Глубочайший принцип человеческой природы, - говорил один знаменитый психолог - страстное желание быть ценимым". Вероятно, сам критик отводит душу в своей критике, но как бы она ни была оправдана, она может вызвать у критикуемого только возмущение и упадок духа. Наоборот, высокая оценка вдохновляет человека на самое лучшее.
Однажды - это было много лет назад - одному опытному, умному командиру очень понравился красивый, аккуратный огород его солдата, и он при каждом удобном случае говорил об этом владельцу огорода. От похвалы глаза солдата загорались гордостью и энтузиазмом. Он уже просто не мог допустить запустения своего огорода, так как стремился сохранить не только хорошее мнение полковника, но и собственную высокую оценку, незаметно сложившуюся у самого себя. Он ставил перед собой все более трудные задачи и заражал своим энтузиазмом соседей. В конце концов внешний вид всего квартала, где жили семейные солдаты, изменился к лучшему, а люди сдружились и стали чувствовать себя счастливыми.
Если этому командиру был необходим совет опытного огородника, он находил полезным посоветоваться с солдатом, которому не давалось военное дело и который, вероятно, вследствие этого страдал нервным расстройством. "У меня затруднения с тем-то и тем-то, - говорил он бывало.- Что ты мне посоветуешь сделать?"
Это доверие неизменно преображало, воодушевляло солдата. Не зайдет ли полковник к нему в дом? А что он думает об этих помидорах? Может быть, он возьмет фунт или больше? "Хозяюшка, подай-ка бумажный кулек". Он силой заставлял полковника брать самые лучшие овощи и считал себя кровно обиженным, если тот отказывался.
Что же случилось? А вот что. Снукс, с которым никогда не считались, которому постоянно напоминали о его бесчисленных проступках, вдруг увидел, что командир считается с его авторитетом в области огородничества. Возможно, впервые в жизни он почувствовал, что действительно что-то значит. Неважно, насколько туп Снукс, - он не меньше, а может быть, даже больше самого опытного солдата мечтает принести пользу. Тот, кто возьмет на себя труд осуществить его мечту, будет вознагражден в меру способностей Снукса. Его скромные десять процентов могут показаться маленькими наряду с десятью процентами других солдат, но его сто процентов будут в четыре-пять раз больше, чем десять процентов самого способного солдата. Нет таких глупых людей, которых нельзя было бы за что-нибудь похвалить. Кто похвалит их, тот будет получать крупные и постоянно возрастающие дивиденды.
Командир не должен упускать возможности высоко оценить выдающиеся действия подчиненного ему офицера. В свою очередь младшие офицеры, уорент-офицеры и сержанты должны поощрять благородные поступки солдат. Необходимо использовать и критику, но никогда нельзя допускать неконструктивной критики.
Чтобы поднять моральное состояние войск и поддерживать его на высоком уровне, необходимо корректно сдерживать раздражительных офицеров и сержантов, склонных к придиркам. Если у некоторых командиров придирчивый тон, следует попросить их изменить его. Руководитель получит максимальную отдачу от своих подчиненных, если при обращении с ними будет терпеливым, вежливым и внимательным.
В каждой роте или батарее бывают незадачливые солдаты, которые часто подвергаются насмешкам своих товарищей. Кроме того, они становятся жертвами худшего типа сержантов, обрушивающих на них целые потоки ругани. Даже хорошие командиры иногда не в силах превратить этих солдат в старательных военнослужащих. И вот большую часть своей службы эти несчастные солдаты терпят бесконечные щелчки и удары, от которых не умеют быстро ввертываться. Хороший командир должен сделать все, чтобы вернуть таким солдатам чувство собственного достоинства. Пусть они займутся чем-нибудь таким, в чем наверняка достигнут успеха, скажем, управлением автомашиной, бегом или гимнастикой. И тут уж пусть командир не скупится на похвалу, даже при самой скромной удаче, причем повала должна быть вполне искренней. Нельзя, конечно, компрометировать офицерское звание дешевыми шутками по адресу командиров, за исключением тех случаев, когда они сами дискредитируют поведение офицера и джентльмена. 1се попытки представить офицеров в невыгодном свете следует строго пресекать. Это вовсе не значит, что командир е должен делать замечания подчиненным, но это можно сделать и удачно и неудачно.
Обязанность командира - воспитывать у своих подчиненных привычку достигать успеха. Как этого лучше добиться? С помощью поощрений или с помощью взысканий? Показав ли солдату примерный образец или убедив его, что он дурак? Когда человека нужно покритиковать, разумно прежде всего напомнить ему, что он пал ниже собственного уровня. Поддержка может подтолкнуть его на большие усилия, а уничтожающая критика - только развить в нем опасное чувство неполноценности.
Возникает законный вопрос: разве с солдатами нужно обращаться, как со старыми бабами? Методы, которые здесь пропагандируются, применялись всеми великими полководцами и давали хорошие результаты. Изучение их биографий подтверждает это. Только отсутствие инициативы и здравого смысла у небольшой части людей приводило к тому, что применение этих методов имело достойные сожаления последствия и для них самих, и для их подчиненных. Пусть тот, кто сомневается в эффективности этих методов, испытает их хотя бы в течение одного дня. Он получит результаты, которые скажут сами за себя.


Глава девятнадцатая ЗАБОТА О СОЛДАТАХ
Храбрость и дисциплина не помогут армии одержать победу, если она не умеет драться лучше своего противника. Постоянной заботой каждого командира на поле боя является сосредоточение максимального количества войск и боевой техники в определенном месте и в определенное время. "Конечной целью стратегии является решительное сражение, - говорит Гендерсон. - Вряд ли стоит доказывать, что стратег стремится к такому сражению, в котором все возможные преимущества: в численности, местности, снабжении и моральном состоянии войск - были бы на его стороне и которое завершилось бы уничтожением противника".
Бой - вот цель, которую следует постоянно иметь в виду при любой системе подготовки войск. Ни одна армия не выдержит быстроты и стремительности современной войны, если она не будет обладать достаточной выносливостью. Что вызывает основные потери во время кампаний? Не оружие противника, а постоянные болезни, вызываемые неполноценной, плохо приготовляемой пищей, тяжелым трудом, ночными дежурствами, недостаточным сном, длительным пребыванием на сильной жаре или холоде. "Мечи и копья, -говорит один американский специалист по медицине, - стрелы, пулеметы и даже бризантные снаряды имеют меньшую власть над судьбами наций, чем тифозная вошь, чумная блоха и насекомые - распространители желтой лихорадки".
В официальном меморандуме по подготовке войск говорится: "Забота о солдатах - необходимая основа успешной боевой подготовки". Без человека нет боя. Без физически здоровых людей в современных условиях не может быть длительных боев. Без психологически подготовленных и обладающих волею к победе людей не может быть решительной победы. Войну начинают и выигрывают не пикирующие бомбардировщики и танки, не вооружение и снабжение, не карты и местность, а человек.
В работе "Генералы и полководческое искусство" сэр Арчибальд Уэйвел приводит высказывание, которое приписывают Сократу: "Генерал должен знать, как добыть солдатам продовольствие и все другие предметы снабжения, необходимые на войне. Он должен обладать воображением, чтобы составлять планы, и практическим умом и энергией, чтобы проводить их в жизнь. Он должен быть наблюдательным, неутомимым и проницательным. Он должен быть добрым и жестоким, простодушным и хитрым, защитником и грабителем, щедрым и скупым, великодушным и скаредным, опрометчивым и осторожным. Все эти и многие другие качества, врожденные и благоприобретенные, ему необходимы. Он должен разбираться в тактике, ибо беспорядочная толпа так же далека от армии, как куча строительного материала от дома".
Комментируя эти слова, генерал Уэйвел пишет: "В этом высказывании мое внимание привлекает прежде всего порядок изложения". Действительно, оно начинается с человека, а не со стратегии и тактики.
В данной книге много говорилось о том, как важно для офицеров и сержантов знать своих солдат. Для хорошего руководства это первое, но далеко не единственное требование. Знание солдат - это только первый шаг на пути завоевания их доверия и уважения. Руководителю следует знать образ мыслей своих подчиненных, их думы и настроения, источник недовольства и тревог, семейную жизнь, прошлое и надежды на будущее. Если он глубоко интересуется солдатами, все это должно быть известно ему. Но я этого он должен быть максимально доступным.
Каждому офицеру нужно приобрести хорошую и удобную записную книжку - своего рода "карманный справочник".
Ее следует использовать не для заметок, представляющих временный интерес, а только для сведений, имеющих постоянную ценность. С этим "карманным справочником" в руках офицер может тщательно изучить многочисленные "наставления по подготовке войск" и выписать параграфы, необходимые для использования на практике: забота о солдатах, сохранение здоровья личного состава, дисциплина, моральное состояние, форма одежды, отдание чести, строевая и физическая подготовка и т. д. Вот некоторые из пунктов, с которыми чаще всего имели дело эксперты. Выписав наиболее важные из них, офицер глубоко. усваивает их. Постоянно добавляя к ним новые мысли, появившиеся при углубленном чтении, а также выводы из своего ежедневного опыта, он скоро превратит книжку в. отличное рабочее наставление. С помощью этого наставления он будет выполнять обязанности командира в свете своих собственных правил. Выдающимся руководителем можно стать, только обращая внимание на самые незначительные мелочи.
Важнейший долг каждого, даже самого младшего, командира - поддерживать своего главнокомандующего. Эта поддержка заключается в том, что командир должен вывести на поле боя солдат, подготовленных к бою и уверенных в победе, должен использовать все вооружение и снаряжение. Это положение настолько важно, что его необходимо повторить.
Долг каждого, даже самого младшего, командира - поддерживать своего главнокомандующего. Эта поддержка заключается в том, что командир должен вывести на поле боя солдат, подготовленных к бою и уверенных в победе, должен использовать все вооружение и снаряжение.
Выполнение этой обязанности начинается задолго до того, как войска выйдут на поле боя. В сущности, оно начинается с поступления рекрута в армию. Хороший офицер-все время заботится об удобствах и благополучии своих солдат. Если войска находятся в лагерях или расквартированы в населенном пункте, он несет личную ответственность за обеспечение их теплым помещением, заботится о том, чтобы в каждой комнате казармы были настольные игры и приемник. Приобрести эти вещи можно на средства из газетных фондов "на удобства", фондов женских ассоциаций и т. д., да и капелланы охотно выделяют деньги на эти цели.
Во время службы войскам нужно предоставить все удобства, какие только позволяет обстановка. В книге "В помощь бойскаутам" опытный ветеран покойный лорд Баден-Пауэлл собрал много полезных сведений для тех, кому приходится жить под открытым небом. Эта книга стоит всего полкроны, и ее нетрудно найти везде. Содержащиеся в ней сведения можно сообщить личному составу во время, отводимое на обучение.
Хороший офицер всегда должен стремиться к новым знаниям. Не следует упускать возможности ознакомиться с условиями жизни других частей, так как эти условия даже в мирное время бывают далеко не одинаковыми. Хорошая организация дела позволяет многим частям приобрести столовые принадлежности, а столовые содержать в безупречной чистоте, которой могут позавидовать первоклассные рестораны. Командир должен особенно заботиться о том, чтобы никогда не допускалось ухудшение питания. Но опыту прошлой войны хорошо известно, что войска более энергично наступали после хорошего горячего завтрака, чем после посредственной пищи.
Забота о здоровье личного состава - обязанность не только офицера медицинской службы. Профилактика - лучшее лечение. Если солдат постоянно жалуется на плохое самочувствие, значит, что-то не в порядке с его телом или нервами, вероятнее всего с нервами. Может быть, он хочет не столько полечиться, сколько поговорить о своих болезнях. Тут нет никакого преступления, и не следует лишать солдата этой возможности.
Каждый офицер должен быть в состоянии оказать первую медицинскую помощь. По этому вопросу есть много отличных книг, которые легко носить в кармане. Офицер, способный в дополнение к своим обычным обязанностям выполнить и ряд других, будет пользоваться большим авторитетом и уважением.
Во время занятий офицеру не следует отдыхать в штабе роты, когда его солдаты занимаются физической подготовкой. Он должен находиться вместе с ними, во-первых, затем, чтобы посмотреть на их успехи, а во-вторых, потому, что солдаты оценят его интерес к их работе. Если он может, то иногда неплохо проделать все упражнения вместе с солдатами. Это не будет выглядеть как погоня за популярностью, так как обязанность командира - разделять все дела своей роты. Офицера, который проявляет живой интерес к своим подчиненным, не будут волновать проблемы руководства - он уже решил их. Солдаты охотно подчиняются ему. Нечего и говорить, что командир должен предупредить инструктора по физической подготовке, что он будет заниматься вместе с солдатами, иначе он рискует нарваться на обидные замечания по поводу возможных недостатков в своем телосложении.
Мы не намерены превратить эту главу в каталог "рецептов для молодых офицеров", а хотим привлечь внимание к психологическому значению тех на первый взгляд незначительных поступков, которые определяют разницу между хорошим и плохим командиром. Каждый добросовестный офицер должен приспособить правила своего "карманного справочника" к психологии подчиненных ему солдат. Командир будет руководить своим подразделением намного лучше, когда он вникнет в психологию самых различных людей, составляющих его подразделение.

Глава двадцатаяДУХ ТОВАРИЩЕСТВА
В большинстве предыдущих глав речь шла о том, как поставить руководителя в такое положение, которое давало бы ему возможность эффективно руководить своей группой. Одна из его главных обязанностей состоит в том, чтобы развивать и использовать коллективный ум своей группы, заставив ее работать с максимальной энергией и пользой. Другими словами, командир должен воспитывать своих людей в духе товарищества. Мы используем этот термин, предпочитая его всем другим, потому что простой человек сразу понимает, что он означает. Дух товарищества предполагает, что каждый член коллектипа чупстиует себя частью подразделения, частью организма, в котором каждый член должен выполнять спои обязанности, чтобы достичь совершенства всего подразделения.
Коллектив начинается с индивидуума. Поэтому необходимо понять, что дух товарищества может быть построен только на чувстве собственного достоинства, самообладания, уверенности и дисциплинированности индивидуумов. Нетрудно понять, почему так важно с каждым индивидуумом обращаться учтиво. Такое обращение рождает в человеке чувство собственного достоинства, а подразделение солдат, обладающих чувством собственного достоинства, будет действовать дружнее и драться лучше, чем подразделение солдат, лишенных чувства человеческого достоинства.
Если с человеком обращаются, как с честным человеком, он и поступать будет, как честный человек. Обращаясь же с ним как с бесчестным человеком, его тем самым толкают на бесчестные поступки. Каждого солдата следует изучать как индивидуума и обращаться с ним как с индивидуумом.
В боевой подготовке ничто нельзя воспринимать как догму. Даже строевая подготовка может быть нескучной, если солдатам объяснить ее действительное назначение. Так же и с другими предметами. Каждый солдат понимает: чтобы разгромить врага, необходимо драться лучше, чем враг, то есть стрелять более метко, атаковать решительнее, совершать более длительные марши, преследовать упорнее, действовать дружнее и стремительнее, стоять тверже. Снова и снова необходимо напоминать солдатам о цели и значении каждого элемента боевой подготовки. Если это делается, то боевая подготовка перестает быть нудной и воспитает в солдатах дух товарищества.
Многое можно сделать и с помощью физической подготовки. Армейские инструкторы по физической подготовке не имеют себе равных по активности и квалифицированности, да иначе и не должно быть. Кто наблюдал за рекрутами, прибывшими в казармы, в течение приблизительно трех месяцев, тот не мог не поразиться их удивительному преображению. Покатость плеч, бледность лица, раздутость живота, косолапость - все это быстро исчезало под магическим воздействием инструктора по физической подготовке.
В любой большой группе людей, поступающих на службу в армию, есть индивидуумы всех физических и психологических типов - высокие и низкие, полные и худые, темноволосые и белокурые, чистоплотные и неаккуратные, трудолюбивые и ленивые, веселые и угрюмые, честные и бесчестные, добродетельные и злые, умные и глупые. Всех этих людей нужно объединить в коллектив и сблизить их интересы.
Для этого необходим образец. Но какой образец? Человек аккуратный, трудолюбивый, веселый, честный, добродетельный и умный или человек неопрятный, ленивый, угрюмый, нечестный, злой и глупый? Если пустить дело на самотек, тогда, как это понимает каждый опытный сержант, победит последний. Поэтому ничего нельзя пускать на самотек. Образец для всех солдат должен быть гораздо выше примера самых лучших индивидуумов данного коллектива.
Хорошо было бы для каждого полка и рода войск создать свой справочник, который можно было бы за несколько пенсов продавать рекрутам. Он мог бы включать краткую историю полка и специально подчеркивать те кампании и бои, в которых полк сражался с особым отличием. Каждый человек хочет играть важную роль, и солдат, с которым мало считаются на протяжении всей его жизни,
Он испытывает большое удовольствие, увидев себя их наследником и преемником длинного ряда героев. Под умным и заботливым руководством он с радостью будет лучше трудиться, чтобы приобрести те моральные качества, которые прославили его полк: храбрость, выносливость, послушание, надежность, верность и т. д. Под влиянием общественного мнения - каждый член коллектива думает так жо, как другие, - он станет презирать лень, неопрятность, трусость, непослушание и вероломство, то есть все то, что нарушает боеготовность подразделения.
После того как в результате кропотливого труда будет воспитано чувство верности коллективу - но не раньше,- можно с успехом перейти к воспитанию в каждом солдате чувства собственного достоинства, самообладания, уверенности в себе и дисциплинированности. Теперь полезно напомнить солдату, как изменился он, с тех пор как пришел на службу: он стал подтянутым, опрятным, жизнерадостным. Иными словами, он стал таким, каким ему следовало быть по замыслу его творца. Но солдат - это нечто большее, чем индивидуум с определенными физическими качествами. Никакая другая профессия не требует более длительной, бескорыстной и доблестной службы, чем военная. Вот почему солдат должен обладать не только соответствующими физическими данными, но и высокими моральными качествами. К моральным качествам относятся самопожертвование, верность, надежность, прямота, честность, послушание, дисциплинированность, храбрость, сила духа, жизнерадостность, чувство товарищества и доброта. Это добродетели, свойственные человеку чести. Именно эти добродетели вдохновляли отдельных солдат и целые полки сражаться доблестно, не считаясь ни с какими опасностями. Даже люди самых утонченных правил не нашли бы более высоких добродетелей. Интересно, что люди, привыкшие к тяжелой и опасной жизни, - особенно солдаты и матросы - обычно наиболее учтивы с женщинами, добры к детям и животным и проявляют самое искреннее сострадание к пожилым и немощным. Существует психологический закон компенсации, согласно которому суровость уравновешивается нежностью, убогость - романтикой. В условиях трудной боевой подготовки и однообразия лагерной жизни ум солдата особенно пылко стремится к смелым, красивым добродетелям.
Этот закон психологии надо умело использовать. Многие из солдат вооруженных сил читают сегодня библию - потому, что делать это рекомендует высшая власть империи - король. На достижение высоких целей солдат вдохновляют те, кого они уважают и чье мнение они ценят. Пример, внушение, влияние - все средства надо применять для того, чтобы каждый солдат глубоко усвоил целый комплекс идеалов.
Солдат будет больше гордиться своей профессией, а следовательно и собой, если он воспримет ее традиции. Каждому офицеру и сержанту полезно купить книгу бригадира С. Т. Тоумса "Военные традиции". Эта отличная книжица рассказывает о флаге, полковых знаменах, отдании чести, обязанностях в карауле, церемониальных маршах, военной музыке, о форме одежды и званиях. Каждая ее глава дает ценный материал для интересной десятиминутной беседы, способствующей воспитанию духа товарищества.
Английской армии в прошлом, да и в настоящем, свойственны три немаловажных качества: дисциплинированность, дух товарищества и выносливость. Самым важным из них несомненно является дух товарищества. Именно он побуждает солдат делать гораздо больше, чем требует от них простой долг. Чтобы поддержать дух товарищества, никогда не следует против желания переводить солдата из одной части в другую или перемещать из одной казармы в другую, если нет в этом абсолютной необходимости. Такие перемещения вредно отражаются на духе товарищества. Они не только разбивают окрепшую было дружбу, но и вносят беспорядок. Иногда, конечно, перемещения желательны, особенно после возвращения солдата с гауптвахты, когда перемена окружения может облегчить ему начало новой жизни. Ни в коем случае не следует делать перемещения, без ведома и разрешения командира роты.
Дух товарищества зависит от большего, чем знаки различия, указывающие на принадлежность солдат к той или иной части или роду войск. Прежде всего, коллектив должен иметь какую-то общую цель. В армии общая цель нескольких подразделений - взвода, роты, батальона - состоит в том, чтобы продемонстрировать превосходство перед другими подразделениями. Каждый солдат хочет принадлежать к подразделению, которое выделяется из числа других, так как его слава отражается и на отдельных солдатах. Во время занятий по боевой подготовке одно подразделение должно видеть другое, и пусть они соревнуются при каждом удобном случае. Если одно подразделение отличилось в гимнастическом зале, другое следует подтолкнуть отличиться на плацу. Соперничество должно сопровождать каждый вид боевой подготовки - тогда энтузиазм будет поддерживаться на самом высоком уровне. Этого можно достигнуть не с помощью критики, а только с помощью поощрения и подбадривания.
Воспитание духа товарищества в большой степени зависит от офицеров. Если они станут жить одной жизнью со своим подразделением, они воспитают солдат в духе товарищества. Если они не сумеют этого сделать, дух товарищества будет слабым, поэтому офицерам необходимо войти в жизнь своего подразделения, постоянно быть в курсе его боевой подготовки и отдыха.
Глупо утверждать, что во внеслужебное время солдаты стремятся отделаться от своих офицеров. Офицеры, регулярно посещающие казармы по определенным дням недели, вскоре обнаруживают, что солдаты, которые раньше уходили, теперь остаются. На первых порах некоторые солдаты проявляют естественную застенчивость, но затем это проходит. Неплохо, если офицеры принимают участие в настольной игре, в одной из комнат казармы, а солдатам из других комнат роты разрешают присутствовать в качестве зрителей. Очень хорошо всегда проходит игра в рамми, которая помогает удерживать солдат от азартных игр. Используя подобные методы, умный офицер скоро точно установит, что происходит в казарме, а именно это и необходимо ему. Влияние командира должно быть как можно более широким.
На практике доказано, что воспитание верности взводу и роте не мешает, а, наоборот, способствует воспитанию верности всему полку. Эта верность должна находить выражение и за пределами полка. Во время войны дивизия фактически является самой крупной боевой единицей, имеющей постоянную организацию, поэтому нужно воспитывать у солдат чувство гордости своей дивизией. Верность каждого отдельного лица должна простираться даже за пределы дивизии, на весь огромный коллектив, подчиненный верховному командованию.
Постоянная цель всех военных руководителей - духовное и физическое воспитание из индивидуума эффективного члена роты. Духовное и физическое воспитание роты должно сделать ее полезным, действенным подразделением полка, полк - эффективной частью дивизии, а дивизию - эффективным соединением армии. Таким путем создается моральная сила, которая, находясь в распоряжении главнокомандующего, может оказаться решающим условием, необходимым для успешного завершения кампании.

На главную            Оглавление книги     Библиотека

============================ 

От меня - сканера и распознавателя этой книги.

Ну, что? Я прочитал эту книгу 35 лет назад. Я неоднократно сам, в том числе и в гражданской своей жизни, обращался к приемам, которые здесь описаны. Если они на фоне различных НЛП принесут вам реальную пользу - я буду рад.

В.Б.