Генерал-майор Бражник В.В.
Из книги "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"
1946-1951 НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ ЭЛЕКТРОННИКИ
В первых числах июня, когда полк стоял в окрестностях Берлина, я поехал в Москву
в Высшую военную школу противовоздушной обороны - на учёбу. Меня особенно
удивляло то обстоятельство: зачем продолжать учиться военному делу? Война
закончена, враг уничтожен. Вспомнил 1944 год. Мы после освобождения Одессы
стояли на Днестре. В это время из Москвы в 5-ую ударную армию пришла разнарядка
на учёбу в академии. Меня, начальника штаба полка, вызвал к себе командир П. Г.
Сазонов и порекомендовал:
-Вы ещё молодой, а чтобы была перспектива в армейской службе, необходимо
получить высшее военное образование.
Я согласился, но после триумфальной победы в войне очень не хотелось разлучаться
с боевым коллективом. Передав полк подполковнику Мазанову, я вместе с супругой
Александрой Назаровной через Диканьку поехал в Москву.
ВВШ ПВО тогда находилась на Садовом кольце в Спасских казармах и являлась
филиалом артиллерийской академии им. Дзержинского. Для поступления необходимо
было сдать конкурсные экзамены по математике и русскому языку.
Тяжелыми были первые месяцы учёбы после 4-х лет фронтовой жизни. Кроме общих
дисциплин мы изучали прожекторные установки, звукоулавливатели, 100-мм зенитные
пушки с ПУАЗО-4, синоптику, и нас знакомили со сложной секретной аппаратурой
радиолокационных станций.
Первого мая и седьмого ноября мы принимали участие в параде войск, маршировали
по Красной площади со шпорами и саблями. С ночи занимали очередь у театральных
касс, нам удавалось посмотреть большую часть спектаклей в Большом и Малом
театрах Москвы.
По окончании первого года обучения нас поставили в известность, что на базе ВВШ
ПВО организуется Артиллерийская радиотехническая инженерная академия с местом
дислокации в Харькове и 5-годичным сроком обучения.
Перед нами, строевыми командирами, имевшими за плечами солидный боевой опыт
командования дивизионами и полками, встал вопрос: как быть. Согласиться с
аргументами руководства и быть зачисленными слушателями инженерной академии или
писать рапорт на отчисление в войска.
Радиолокационные станции (радары) уже тогда позволяли «видеть» за сотни
километров всё, что находится в воздухе и на море, видеть одинаково ночью и
днём, даже за облаками, определять их координаты, государственную
принадлежность. Таким образом, с помощью радаров можно было выполнять наведение
пушек, ракет или самолётов. Другие специальные радиолокаторы, установленные на
самолетах, позволяли «видеть» с большой высоты и дальности сёла, города,
промышленные объекты, мосты, реки и озёра, а при приближении к объекту на
увеличенном масштабе панорамного индикатора наблюдать отдельные кварталы и улицы
городов. При полном отсутствии оптического наблюдения наши союзники совершали
прицельное бомбометание и ближнюю навигацию благодаря оборудованию самолётов
радарами. Путем наблюдения за полётом снарядов и мин, методом экстраполяции,
появилась возможность с большой точностью определять местоположение батареи
противника. Мы поняли, что благодаря наличию усовершенствованных радаров нашим
союзникам удалось выиграть войну на море в единоборстве с немецкими подводными
лодками. Нас информировали, что в дальнейшем с развитием военной техники и её
боевого применения ещё больше возрастёт роль радиолокационного вооружения, а
вместе с ним и роль кадров, которые владеют этой сложной техникой. Для
подготовки таких высококвалифицированных кадров и создаётся эта академия. В
ближайшем будущем в армии инженеры с локационным образованием займут ключевые
позиции в высших штабах и управлениях. Около 80 % слушателей-командиров, в том
числе и я, дали своё согласие на учёбу в новообразованной инженерной академии.
В первый год академия располагалась в Харькове на площади Руднева. Проблемы
учебного и жилищного фондов, учебной базы и преподавателей для академии были
решены весьма оперативно (что было характерно для того времени) благодаря
высоким организаторским способностям её начальника генерал-полковника Герасимова
Антона Владимировича.
С 1947 года академия размещалась на площади Дзержинского. На нас - первых
слушателях академии отрабатывалась учебная программа, которая была чрезвычайно
перенасыщённой. Углубленный курс высшей математики, физики, электро-радиотехники
и даже полный курс сопротивления материалов нам, как будущим инженерам, давались
с большим перенапряжением. На обиды слушателей начальник учебного отдела
полковник Робинович отвечал: «Инженером быть дано не каждому». В это время
«двойки» ставились без ограничений. Много слушателей было отчислено как не
успевающие почти до 4-го курса. Учиться приходилось до 12-го часа ночи.
Большинство слушателей жили в общежитии. Всё время было расписано от подъёма до
позднего вечера. В напряженной учёбе пролетело 5 лет.
Несколько слов про Харьков. Это город-труженик, город студентов и передовой
науки, бывшая столица Украинской ССР, где в большом здании Госпрома долгое время
находилось её правительство. Тут сосредоточено много первенцев социалистической
индустрии, мало дач и пляжей, зато много творческих, трудовых свершений. Резкие
грани лучшего на Украине памятника Т. Г. Шевченко будто бы отдаляют светлую
жизнь народу от тёмного прошлого.
Пять лет учиться и этом большом городе, дышать одним воздухом с авангардом
трудового народа, для будущих инженеров электроников, что осваивают самую
сложную боевую технику, мне показалось очень полезным.
Семейные, как правило, жили на съёмных квартирах, однако в этот период в этом
миллионном городе, который дважды переходил из рук в руки, война оставила
страшные руины, и найти квартиру было большой проблемой.
На четвёртом курсе учиться стало несколько легче. Во-первых, мы втянулись.
Во-вторых, вместо абстрактной теории нам приходилось иметь дело с изучением
конкретной техники. Мы изучали СОН-2б («станция орудийной наводки» - британский
вариант), СОН-3к (канадский вариант), СОН-4, а также СЦР - («станция разведки и
целеуказания» - США), Мост – 2, LW, П-2м, СЦР – 527.
Я учился сравнительно легко. На младших курсах был командиром учебного
отделения, а на старших - старшиной курса.
Радиолокационная аппаратура того времени основывалась на использовании ламповых
электронных приборов, которые были недостаточно надёжными, и от инженеров
требовалось глубокое знание принципиальных схем и физических процессов их
работы. Это помогало инженеру (как и доктору) по внешним признакам неисправности
(болезни) оперативно ставить диагноз.
Нам дали солидный курс радиопротиводействия, которое использовало слабые стороны
радиолокации и дало начало мощной противолокационной борьбе, чтобы свести к нулю
возможности этого оружия разведки, управления и наведения, если не применять
кардинальные способы защиты. Поэтому мы усилено изучали АЗП (аппаратуру защиты
от помех). Приходилось бороться с активными и пассивными помехами, учитывать
простоту разведки противником по мощному излучению, возможности точного
определения места нахождения и параметров радиолокатора, использования его в
качестве радиомаяка, уязвимость больших антенн, возможности создания
имитационных и маскирующих помех, использование области тени за экранирующим
препятствием и др.
С появлением высокоточного оружия и ударных комплексов разведки вопрос живучести
радиолокационных средств особенно обостряется. Ни одна современная войсковая
операция не может быть проведена без применения комплекса средств подавления
радиолокационной системы противника.
Блокинг-генераторы, мультивибраторы, магнетроны, клистроны, лампы бегущей волны
и другие сложные элементы изучались на спецкурсах. В ходе изучения материальной
части станции нам относительно легко было разобраться в общей компоновке уже
изученных узлов и устройств. На сверхвысоких частотах мы встретились необычными
явлениями. Так, например, тут в качестве изолятора могут использоваться обычные
металлические стойки, если их длина кратна четверти длины волны и т. п.
Дипломный проект на тему «Приёмо-передающие станции миллиметрового диапазона
волн» я писал в ЦНИИ-108 в Москве под руководством академика Берга (этот
диапазон волн в США начали использовать только с 70-х годов).
В 1951 году, через 6 лет после поступления в ВВШ, состоялся первый выпуск ХАРТА.
Около сотни инженеров-локаторщиков подготовила Харьковская академия, между тем в
войсках и центральных органах вооруженных сил потребность в таких специалистах
была значительно большей. Заместители начальников штабов объединений ПВО по
радиолокации, заместители командиров зенитных дивизий, начальники
радиотехнических войск в это время ещё не были специалистами-профессионалами.
Выпуск проходил очень торжественно. Присутствовало много известных учённых из
других вузов. У меня было звание «подполковник», кроме того около 40%
выпускников были капитаны. Все выпускники получили должности полковников и
генералов.
Холодная война разгоралась, и поэтому раскручивалась гонка вооружений,
научно-технический процесс в области радиоэлектроники был направлен на
укрепление обороноспособности страны. И перед нами - первыми выпускниками
радиотехнической академии - открывались широкие перспективы.
Мы тогда ещё не придавали большого значения тем глубоким противоречиям между
СССР, который внёс львиную долю в Победу над Германией, и странами НАТО.
Советская Армия, освобождая страны Европы, автоматически (пользуясь авторитетом
освободителя) совершала «мирным путём» социалистические преобразования, и эти
страны становились на социалистические рельсы. К концу войны их насчитывалось 7
(а к концу 50-х годов - уже около 25). С этим не хотели смириться страны Запада
во главе с консерваторами Англии и ее руководством. В своей пресловутой речи в
Фултоне Черчилль указал всему свету на угрозу таких преобразований и первым
призвал к «холодной войне». Когда же на путь строительства социализма стали
Китай, Северная Корея и Северный Вьетнам, холодная война стала реальной угрозой
миру.