Коупленд Психология и солдат
Глава
четырнадцатая ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ
Беспокойно теребя пальцами свое снаряжение, лейтенант Хейверсэк уставил мутный
взор куда-то вдаль, поверх голов солдат выстроившегося перед ним взвода, и
начал:
"Э... я хочу... кх.... Я хочу... э... на минуточку... э... занять ваше внимание.
(Бросает свой планшет и снова берет его.). Э... наш взвод, седьмой взвод... э...
брошен командиром батальона на выполнение довольно трудной задачи. (Начинает
вертеть в руках компас.) Гм... таким образом... э... проклятый немец
установил... э... два, как это называется... ну в общем, сторожевых поста...
там, на склоне холма. (Вытирает нос.) Гм... нам нужно... э... во всяком случае,
нужно постараться захватить один из них... а... э... восьмой взвод будет, как бы
это сказать... расправляться с другим. (Чешет левый глаз.) Поэтому постарайтесь,
значит, взять себя в руки. (Чешет правый глаз.) Стойте спокойно, Джонс, вы в
строю. Запишите, сержант: "Джонс шевелится в строю". Итак, мы все должны,
некоторым образом, сделать все, что в наших силах... если вы поняли, что я имел
в виду. Мне кажется, я сказал все".
В ста шагах от этого взвода стоял подтянутый, уверенный в себе лейтенант
Тандерболт. Он смотрел прямо в глаза своим солдатам. "Солдаты, - начал он, -
командир батальона избрал нас для выполнения веселой работы. Там, на склоне
холма, противник установил два сторожевых поста. Если сразу не выбить его
оттуда, он причинит нам много неприятностей. Мы берем на себя один из постов!
Седьмой взвод позаботится о другом. Вы знаете, как это делать, ведь мы много раз
тренировались. Капрал Снифкинс со своим отделением забросает солдат противника
гранатами. Рядовой Малвани со своей группой задаст им работу своим пулеметом.
Остальные отрежут отход. Ни один человек не должен ускользнуть. Итак, зададим им
трепку и вышибем из них дух. Готовы, ребята? Ну и прекрасно! Молодцы,
блэнкширцы! Пошли".
Один из этих взводов успешно справился с задачей, а другой не выполнил ее. Какой
взвод достиг успеха? Какой потерпел неудачу? За правильный ответ не нужно
назначать премию.
Когда Хейверсэк и Тандерболт уходили из штаба батальона, перед ними была одна и
та же цель - сообщить солдатам о поставленной им задаче. Не следует ожидать, что
любого солдата может воодушевить любое задание. Захват постов - очень опасное
дело, и те, кто участвует в нем, могут получить ранение, а то и погибнуть.
Инстинкт самосохранения очень силен, и бесполезно делать вид, что он не
существует. Подход Хейверсэка был неправильным с самого начала.
Он не сумел посмотреть на предстоящее дело с точки зрения солдат.
Тандерболт, наоборот, н а ч а л правильно. Его боевое задание совпадало с
задачей Хейверсэка, но он нашел подход к сердцу своих солдат, приказав им
вышибить дух иэ противника. Против этого восьмой взвод ничего не мог возразить:
вышибить из противника дух куда приятнее, чем самим испустить дух. Солдаты были
польщены вниманием командира батальона. "Он, - размышляли солдаты,- знал, что
делал, когда выбирал восьмой взвод". Их гордость была польщена. Они готовы были
сделать все, что от них потребуется.
Метод Хейверсэка не внушал солдатам уверенности. Судя по его неспокойным рукам,
он не владел собой, а судя о его путаной речи, он смутно представлял обстановку,
хотя на самом деле он мог знать ее даже лучше Тандерболта. К тому же он избегал
смотреть солдатам в глаза. Не было похоже, что он выработал какой-то план
решения задачи. Кроме того, он придирался к солдатам в тот момент, когда нужно
было мобилизовать всю их преданность и боевой дух. Он создал у них впечатление,
что захват постов может не удаться, и таким образом внушил им самые худшие
опасения. Разве при таких обстоятельствах седьмой взвод мог успешно выполнить
задание?
Тандерболт сумел воодушевить солдат. Он держался прямо и смотрел солдатам в
глаза, он не отвлекал их внимания, теребя свое снаряжение. Его речь, живая и
краткая, свидетельствовала о том, что он ясно представляет свою задачу. Он
посвятил своих солдат в план действий, и задание стало не только его, но и их
делом. Оно должно было завершиться успехом, так как "все было решено", прежде
чем восьмой взвод начал действовать. Как же они могли не выполнить задания?
Из этого следуют определенные выводы.
1. Чтобы вдохновить солдат на успешное выполнение боевого задания, надо
поставить перед ними такую цель, какой они сами хотят добиться.
2. Чтобы внушить уверенность, говорящий должен стоять прямо, расправив плечи, и
смотреть своим слушателям в глаза.
3. Прежде чем начать говорить, он должен знать, что он хочет сказать.
4. Пусть он спросит себя: "Почему я выступаю с речью?" Если он не может ответить
на этот вопрос, ему незачем выступать. Каждая речь должна иметь определенную
цель.
5. Не нужно впадать в манерность - это отвлекает внимание.
6. Следует апеллировать к лучшим, а не к худшим чувствам своих слушателей.
7. Речь должна быть краткой, увлекательной и убедительной.
8. Нужно уметь вовремя остановиться. Эффектная речь пойдет насмарку, если она
затянется хоть на одну лишнюю минуту. Такой авторитет в области ораторского
искусства, как Альберт Дж. Беверидж, писал: "Ни одно изречение не может
считаться бессмертным, если в нем содержатся такие выражения, как "может быть, я
ошибаюсь", или "по моему скромному мнению", или "насколько я могу судить".
Великие ораторы всегда настолько уверены в себе, что заключительная часть их
речи звучит как неотразимая истина. Они "знатоки своего дела", и простые люди с
радостью слушают их".
Чтобы развивать свою индивидуальность и влиять на других, человек должен
говорить легко и убедительно. Солдаты идут за тем, кто умеет говорить, а не за
тем, кто нем, как рыба. Правильно делают командиры, которые раз в неделю
собирают подчиненных командиров на совещание и заставляют их говорить.
Существует только один способ научиться плавать - броситься в воду. И есть
только один способ научиться говорить, а именно: встать и начать говорить.
Ораторское искусство приобретается на практике.
Командир может использовать и другой действенный метод - спрашивать у каждого
офицера его мнение по какому-нибудь вопросу повестки дня. Сначала многие молодые
офицеры будут нервничать и ограничиваться тем, что они согласны с майором
Хоувитцером или капитаном Бландербассом. Но со временем они поймут, что легче
высказать свое мнение, чем всю жизнь соглашаться с мнением других. Как только
новичок добьется первых успехов, нервозность исчезнет, и на смену ей придет
уверенность.
Солдаты доверяют тем, кто уверен в себе. Бессмысленно ожидать, что они поверят
тому, кто непрерывно колеблется. Нельзя общаться с подчиненными, не раскрывая
себя. Ваши знания и наклонности, ваши умственные способности, ваша
индивидуальность - все это на виду. Умный человек постарается показать себя в
наиболее выгодном свете.
Глава пятнадцатая ПСИХОЛОГИЯ
ОБУЧЕНИЯ
Недавно в одном военном учебном заведении во время чтения лекции из задних рядов
зала раздался раздражительный возглас: "Громче и интереснее!" По своему горькому
опыту все мы знаем, как чувствовал себя лектор, и можем только позавидовать
выдержке, позволившей ему вынести этот тяжелый удар.
Многим офицерам и сержантам нередко приходится обуять подчиненных. Хороший
преподаватель имеет очевидные преимущества перед плохим. Плохой преподаватель
сначала вызывает у слушателей сожаление, а в конце концов - раздражение.
Человек, не умеющий связно и убедительно излагать свои мысли, никогда не станет
выдающимся руководителем.
Чтобы научиться живо и интересно говорить в течение продолжительного времени,
надо много читать, так как при чтении накапливаются слова, образы, мысли. Тот,
кому приходится преподавать, должен знать, что происходит в мире.
Его обязанность - знать новости в день их появления. Человеку, не знающему того,
что известно всем остальным, не воздадут должного даже за знание того, чего еще
никто не знает. Ежедневно следует выделять время на чтение газет, журналов и
книг. Каждый боевой офицер должен помнить совет Наполеона: "Единственно
правильный путь изучения военной науки - это читать и перечитывать книги о
кампаниях великих полководцев". Начинающим лучше всего изучать эти кампании по
биографиям.
При углубленном чтении нетрудно заметить, что некоторые мысли необходимо
записывать, так как многое из прочитанного забывается прежде, чем его успевают с
пользой применить. В хорошей записной книжке всегда можно найти материал для
разговора на любую тему.
Хотя чтение - наиболее доступный и богатый источник мыслей и знаний, следует
помнить, что мысли, почерпнутые из книг, не будут принадлежать читателю до тех
пор, пока он тщательно не продумает их. Самый лучший метод усвоения
приобретенных мыслей и знаний - обсуждение их в разговоре. "Человек познает в
споре", - говорил Бэкон. Поэтому при обучении следует учить человека
систематизировать факты и выставлять неопровержимые аргументы. В разговоре люди
делятся своими знаниями и проверяют правильность своих выводов.
При подготовке к занятиям всегда благоразумно иметь наготове больше материала,
чем вы намереваетесь использовать. Это не только вселяет в преподавателя
уверенность, но и дает ему возможность приспособиться к обстановке, если занятия
примут неожиданный оборот. Неиспользованный материал может найти применение в
другой раз.
Если занятия проводятся в виде лекции, можно рекомендовать три метода их
подготовки.
1. Написать лекцию и прочитать ее. Этот метод наименее желателен из трех, так
как в этом случае лектор не в состоянии уделять внимание аудитории. В результате
слушатели скоро начинают скучать и перестают слушать.
2. Написать лекцию и выучить ее наизусть. Этот метод имеет свои преимущества, но
он требует непроизводительной затраты труда. Если в ходе лекции память подведет,
результат может оказаться самым плачевным.
3. Метод импровизации. Материал заранее тщательно подготавливается, то есть
лектор точно знает, какие факты и в каком порядке он собирается излагать.
Слова, с помощью которых будут изложены факты, плавно и естественно приходят
сами по мере чтения лекции. Этот самый лучший метод не исключает, однако,
использования заметок.
Возможна комбинация всех этих трех методов, которые необходимо хорошо знать.
Следует отметить, что лектор, прибегающий к методу импровизации и не
намеревающийся пользоваться записками, должен заучивать материалы лекции и
порядок их изложения.
Молодые инструкторы и лекторы нередко жалуются, что они не знают, как начать.
изложение. Важность хорошего начала общепризнана7 Аудитория с первой минуты
настраивается на сосредоточенное внимание или на совершенное равнодушие. Если
лектор с самого начала сумеет произвести на слушателей впечатление, его будут
слушать до конца. Но если он с первых минут не заинтересует слушателей, ему
придется продолжать лекцию в очень невыгодных условиях.
Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта со своей
аудиторией. Если же он вообразит, что он может заставить других подлаживаться
под себя, его занятие обречено на провал. Прежде всего он должен извлечь
максимум выгоды из своего внешнего вида, а для этого обязан быть подтянутым и
стоять прямо. Стоящий человек имеет психологическое преимущество перед сидящими.
То, что хочет сказать руководитель занятий, должно казаться важным еще до начала
лекции. Занятие начинается сразу же после того, как руководитель займет свое
место. Говорить он должен так, чтобы каждый слышал любое его слово без малейшего
напряжения. Те, кому приходится напрягать слух, скоро начинают зевать и
перестают слушать.
Первая фраза никогда не должна быть банальной. Если руководитель начинает с
фразы: "Сегодня я собираюсь говорить об организации армии", ему нечего
жаловаться, что класс приготовился отдыхать. Банальное начало настраивает на
банальность всей беседы, в то время как увлекательное начало готовит к
интересному разговору. В классе артиллеристов руководитель мог бы начать
рассказ, например, так: "Мы все знаем, что королевская артиллерия - самый
большой и самый лучший род войск во всей армии. Но есть и другие рода войск, и
сегодня мы будем говорить о том, как устроена кадровая армия, из каких родов
войск, кроме артиллерии, она состоит и что делают в бою другие рода войск".
В этом случае класс вводится в лекцию с первого слова "м ы". Это и хорошо.
Солдаты сразу же ощущают желание послушать. Кроме того, лектор делает заявление,
с которым они с гордостью соглашаются: "Н а ш род войск - самый большой и самый
лучший в армии". "Лектор умный человек, - думают они, - его стоит послушать.
Продолжай!"
Никогда не следует начинать с сомнительного или раздражающего заявления.
Начинать нужно с фразы, которая, не будучи избитой, найдет живой отклик у
.слушателей. Если аудитория в состоянии всей душой воспринять первые три-четыре
фразы лектора, все шансы за то, что она внимательно выслушает и всю лекцию.
Что касается практики проведения занятий, то несколько правил представляют
определенный психологический интерес и ценность.
1. Лектор никогда не должен подчеркивать свою одаренность. В аудитории всегда
найдутся люди, ослепленные своей одаренностью, и, если что-либо порождает в них
чувство неполноценности, они будут стараться оправдать себя, мысленно оспаривая
все то, о чем им говорят.
2. Следует излагать положения, а не доказывать их. Стиль доказательств обычно
возбуждает у других чувство враждебности.
3. Самым важным личным элементом, который делает лекцию интересной, является
воодушевление лектора. Энтузиазм заразителен, как корь.
4. Если вы ставите перед аудиторией вопросы, не разрешайте отвечать на них одним
и тем же двум-трем лицам. В обсуждение стремитесь вовлечь всех.
5. Никогда не нужно формулировать вопросы так:
"Снукс, сколько батальонов в пехотной бригаде?" Если вопрос поставлен в такой
форме, то Снифкинс или Грейди не задумаются над ответом. Лучше спрашивать так:
"Сколько батальонов в пехотной бригаде... рядовой Снукс?" Не называйте фамилию,
пока весь класс мысленно не ответит на вопрос.
6. Излагая материал, лектор не должен ходить, иначе класс сосредоточит внимание
на его движениях, а не на словах.
Если руководитель хорошо подготовился к занятиям - а ему нечего браться за
обучение, когда он не подготовился, - то как бы хорош ни был у него конспект,
обращаться к нему следует как можно реже. Частое обращение к конспекту нарушает
ход лекции. К конспекту нужно обращаться за техническими деталями и т. д. Кто
хочет стать первоклассным руководителем занятий или лектором, тот должен
приучиться пореже смотреть в конспект и в конце концов обходиться совсем без
него.
Не меньшее значение, чем начало лекции, имеет заключение, так как если
заключение хорошее, класс с готовностью воспримет всю лекцию как хорошую. В
заключении рекомендуется подвести краткие итоги сказанному, не утомляя класс
ненужными повторениями. Никогда не заканчивайте неопределенной фразой вроде:
"Итак, кажется, об этом все". Необходимо заканчивать многозначительной,
запоминающейся фразой. Говорят, когда старик Самуэль Роджерс рассказал анекдот,
который не вызвал смеха, он задумчиво проговорил: "Главное в этом анекдоте то,
что глупцы никогда не понимают, в чем его соль". Это вызвало громкий, хотя и
запоздалый хохот.
Хороший руководитель занятий стремится создать у класса впечатление, что
слушатели достаточно умны, чтобы понять все, о чем говорилось, а в дискуссии он
благоразумно создает у них впечатление, будто они сами открыли истину. В каждой
профессии есть свои особенности. В профессии лектора самое трудное и самое
важное - умение оставаться незамеченным. Аудитория должна думать о том, что
говорят, а не о том, кто говорит. Ей должно казаться, что она слышит свои
собственные мысли, а не мысли лектора. Пусть слушатели думают, что в их знаниях
заслуга принадлежит только им.
Поистине, руководство - это образ жизни.
Глава
шестнадцатая ВОСПИТАНИЕ ПРИМЕРОМ
Когда человек поступает на службу в вооруженные силы, он чувствует себя, как
рыба, выброшенная из воды. Все для него ново. Возможно, впервые в жизни он
оказывается в мире незнакомых людей. Чем скорее он почувствует себя как дома,
тем скорее примется за серьезную учебу. Считается доказанным, что на военной
службе человек не может быть по-настоящему счастлив и что самое большее, его
можно требовать, это сделать его жизнь сносной. Но хороший руководитель
стремится к тому, чтобы все его подчиненные чувствовали себя счастливыми. Того,
кто не добивается этого, нельзя считать хорошим командиром.
Принимая новую группу солдат, офицер или сержант произведет на них хорошее
впечатление и завоюет их доверие, если он будет соблюдать определенные простые
правила. Первое впечатление о командире обычно надолго сохраняется, даже если
оно ложное, поэтому самое благоразумное - заставить солдат немного потрудиться.
Прежде чем обратиться к ним с речью, надо дать им минут пять энергичной строевой
подготовки. Это создаст у них впечатление, что их командир - человек дела и ему
нужно повиноваться. Более того, это с самого начала даст командиру определенное
психологическое преимущество, так как он поставит себя в положение человека,
который сам судит о своих солдатах и не позволяет им судить о себе.
Справившись с этим делом, командир разрешает солдатам стоять вольно и
представляется им. Представление должно быть кратким, не более трех минут.
Командир удостоверяется, что новичкам известна его фамилия. Итак, личность его
установлена. Теперь он должен постараться быть дружелюбным и произвести хорошее
впечатление. Почему бы и нет?
Если он может рассмешить солдат - тем лучше, но смех не следует вызывать за счет
кого-либо из новичков. Командир говорит своим солдатам, что он будет
поддерживать их, просит их оказывать ему поддержку своей боевой готовностью,
опрятностью, подтянутостью, храбростью и призывает свое отделение, взвод или
роту быть самым лучшим подразделением в полку. Это в интересах солдат, и они,
несомненно, откликнутся на призыв командира, если он возьмет на себя труд
правильно руководить ими. Солдаты сами хотят, чтобы их взвод или рота были
образцовыми. Средний хорошо воспитанный честный англичанин не хочет "плестись в
хвосте". Если солдаты начинают лениться, значит, что-то неладно с командиром.
У плохого руководителя солдаты очень скоро усвоят пороки, которые они видят
вокруг себя. Взять хотя бы это знаменитое "плестись в хвосте". Иногда говорят,
что самая большая слабость английского солдата - это его склонность плестись в
хвосте. Вздор! Лодыри никогда бы не создали империю.
Бич английский армии - это предоставление солдатам возможности слоняться без
дела. На все отводится слишком уж много времени. Мы готовим солдат к сражениям,
которые будут вестись с невероятной быстротой, в которых будет дорога каждая
минута, и мы же слоняемся без дела, словно время не имеет никакого значения.
Психологическое влияние этого просто катастрофично. Возьмем, например,
еженедельные смотры. В среднем они продолжаются не меньше часа, а то и гораздо
больше. Смотр начинается с Аббота и продолжается через весь алфавит до Янга, но
Янг выстраивается одновременно с Абботом. Зимой солдат замерзает на холоде,
летом жарится на солнце - и при этом от него ожидают любви к смотрам. В высшей
степени неразумно наказывать солдат за неповоротливость и неподтянутость, если
сама система их подготовки поощряет проволочки и праздность.
Неаккуратность подчиненных совершенно справедливо расценивается как нарушение
дисциплины. Неаккуратность старших является неизмеримо более серьезным
нарушением - не только потому, что она вызывает раздражение, но и потому, что
она наносит вред боевой готовности и моральному состоянию войск.
Если хотят сделать солдат подтянутыми и расторопными, от подъема до отбоя все
должно двигаться, как часы. Строгая пунктуальность обязательна для всех чинов.
Офицеры и сержанты должны подавать пример. Вести за собой - это обязанность и
привилегия командиров.
Прежде чем офицер или сержант станет преуспевающим руководителем, его
подчиненные должны поверить в него как в человека и как в солдата. Как о
человеке, они будут судить о нем по его характеру и индивидуальности, а как о
солдате - по его внешнему виду и способностям. Хочешь, чтобы твои солдаты стали
самыми лучшими в полку? Подавай им личный пример. Твоя мечта скорее всего
осуществится, если твой внешний вид будет безупречным. Если хочешь, чтобы твои
солдаты пулей выполняли приказание, подавай команду отчетливо и повелительно.
Если хочешь заручиться лояльным отношением к себе, будь лоялен к своим
подчиненным и начальникам. Если хочешь, чтобы твое подразделение было самым
подготовленным в части, будь самым подготовленным командиром в части. Хорошие
семена дают хорошие всходы. Солдаты постараются во всем подражать командиру,
которого они уважают. Солдаты горбятся и даже хвастают своим хорошим командиром,
ибо ни разделяют его славу.
Подразделение - это команда, а его командир - капитан команды. Капитан команды
не стоит в стороне, выкрикивая замечания и советы. Он идет в гущу игры,
подбадривая людей своим энтузиазмом и примером. Если требует обстановка, офицер
или сержант должен без колебаний снять китель, засучить рукава и активно
приняться за дело.
Психологический эффект от такого полного единства будет поистине потрясающим.
Солдаты должны отлично знать всех своих командиров, начиная от командира
батальона. Слишком часто солдаты считают командира батальона своеобразным
полицейским, чья непривычная близость не сулит им ничего хорошего и чье главное
занятие состоит в наказании провинившихся. Как же в таких условиях поддерживать
моральный дух?
Очень полезно, когда солдаты чувствуют, что командир постоянно и глубоко
интересуется их обучением. Командиру батальона следует по крайней мере раз в
неделю проводить строевые занятия в каждой из рот, а иногда даже и во взводах.
Такие занятия должны проводиться без предварительной подготовки, иначе недалекие
командиры рот за несколько дней до них заставят своих солдат "драить и чистить".
Тогда интересная и полезная проверка боевой подготовки станет предметом
ненависти и страха.
Командир роты должен как можно чаще проводить строевые занятия с каждым взводом,
а командир взвода - с каждым отделением. В свою очередь, младшим офицерам нужно
предоставлять возможность проводить занятия в более крупных подразделениях. Это
поможет им приобрести уверенность в своих командирских способностях, а вся часть
познакомится со своими командирами. Так разовьется дух товарищества и
уверенности, непобедимый в дни войны. Несомненно, что солдаты будут скорее
поддерживать тех командиров, которых они знают хорошо, чем тех, кого они знают
понаслышке.
Если командир хороший спортсмен, то в спортивных соревнованиях он должен
представлять свое подразделение. Психологический эффект от его присутствия на
поле будет ценнейшим вкладом на его счет. Если он не спортсмен, пусть он
займется по крайней мере судейством. Каждый свободный от занятий офицер и
сержант должен присутствовать на крупных состязаниях. За сильными, энергичными
командирами, живо интересующимися всеми делами своего подразделения, подчиненные
пойдут в огонь и воду.
Глава семнадцатаяВАЖНОСТЬ ИМЕНИ
Говорят, когда Дизраэли приветствовал кто-либо из претендующих на знакомство с
ним, лица и имени которого он не помнил, он всегда справлялся нежным, заботливым
голосом: "Как вы теперь чувствуете себя?"
Дизраэли был умным человеком. Он знал, что люди любят поговорить о себе и
подчеркнуть свою значительность. Более того, он понимал, что человека больше
всего на свете оскорбляет, когда ему говорят, что не помнят его имени. Этим ему
словно показывают, что он не имеет ровно никакого веса.
Тот, кто стремится стать преуспевающим руководителем, должен до конца
использовать все качества своего характера, индивидуальности и ума. Нельзя
заявлять: "У меня плохая память на имена". Руководитель должен считать своей
обязанностью помнить имена. Ведь не забываем же мы своего имени и имен наших
близких друзей. Если мы забудем их, нас упрячут в сумасшедший дом. Сознаемся,
что мы не забываем имен тех, кого считаем нужными людьми.
В каждом своем подчиненном командир должен видеть лицо, имеющее самое большое
значение. Дэйл Карнеги, тонкий знаток психологии человеческих отношений,
говорил, что "для англичанина его имя - самая важная часть речи".
Это один из первых уроков, который следует усвоить тому, кто стремится завоевать
доверие своих товарищей.
Как известно, войска боготворили покойного фельдмаршала лорда Робертса. Говорят,
он обладал феноменальной памятью на имена. Как же он запоминал их? На марше он,
бывало, едет верхом позади колонны войск и потихоньку опрашивает офицера:
- Какая это рота?
- Рота "Д", сэр.
- Как зовут того солдата, который хромает?
- Снукс, сэр.
- А капрала рядом со Снуксом?
- Снифкинс, сэр.
- А солдата, идущего впереди Снукса?
- Грейди, сэр.
Получив эту информацию и затвердив ее в памяти, лорд Робертс выезжал вперед:
- Хэлло, рядовой Снукс! Что, твоя больная нога все ще беспокоит тебя? Очень
жаль, но ты держишься великолепно, рядовой Снукс. Прекрасно! Продолжай идти,
дорогой друг, продолжай идти. Командир взвода, позаботьтесь, чтобы рядовой Снукс
при первой же возможности получил необходимую помощь. Мы должны вылечить его как
можно скорее.
- Вот ты где, капрал Снифкинс! Очень благородно, что ты несешь винтовку рядового
Снукса. Именно так и должны поступать командиры. Спасибо, капрал, спасибо.
- Ба! Рядовой Грейди тоже здесь? Сколько же ты прослужил? Восемнадцать месяцев!
Но ты шагаешь, как ветеран. Молодой солдат, а подтянут, как и все остальные.
Будешь писать домой, напиши родным, что я сказал о тебе. Когда-нибудь полк будет
гордиться тобой, рядовой Грейди.
- Отлично, рота "Д". Я горжусь каждым из вас. Когда мы настигнем врага, покажите
ему себя. Задайте ему трепку. Стреляйте метко. Пусть он увидит, что такое
английские солдаты. Вперед, рота "Д", вперед!
Нужно ли говорить, что рота "Д" получила зарядку на целых десять миль, и что
теперь ее не могло запугать даже пятикратное превосходство противника.
Меня могут спросить: "Разве метод лорда Робертса не явный обман?" Конечно, нет.
Никто так не гордился своей солдатской профессией, никто так не любил своих
подчиненных, как лорд Роберте. Он был достаточно умен, чтобы понять, какое
огромное влияние оказывает на солдата обращение к нему по имени. Заботясь о том,
чтобы заранее узнать имя солдата, Роберте был безукоризненно искренен. Он
спрашивал потому, что действительно хотел знать. А узнав имя, он помнил его не
потому, что имел хорошую память, а потому, что имел большое сердце.
Называя солдата по имени, мы признаем его как личность. Он перестает быть
солдатом и становится индивидуумом. Мы дали ему возможность почувствовать его
значимость, возбудили в нем чувство уверенности и уважения к себе.
Помнить имена - это не талант, а неумение запомнить имена - отнюдь не признак
плохой памяти. Когда мы лично интересуемся человеком, мы без труда запоминаем
его имя.
Большинство людей может запомнить около пятисот имен, но при небольшой
тренировке человек в состоянии запомнить значительно больше. Можно
рекомендовать, например, следующий способ. В специальном блокноте записывается
на первое время десять имен, каждое на отдельной странице. Здесь же указываются
все подробности, помогающие запоминать каждого человека: его специальность,
должность и звание, внешность, местожительство и т. д. Запомнив имя, следует при
первой возможности заговорить с человеком и при этом назвать его по имени. Во
время разговора нужно попросить его рассказать о себе, о семье, доме, работе.
Все эти сведения надо занести в блокнот и несколько раз прочитать. Вскоре этот
человек начнет чувствовать, что на него смотрят как на лицо, представляющее
интерес и имеющее значение. Это очень хорошо и для него самого, и для его
командира.
Усвоив первые десять имен, обращайтесь к следующим десяти. Вскоре блокнот
докажет вам, что ваши успехи несомненны.
Эффект, которого может добиться старший офицер, обратившись к рядовому по имени,
поразителен. Нечего и говорить, что имя следует узнавать окольным путем, а не
спрашивать у самого человека. Если имя все же забыто, нужно постараться скрыть
это неприятное обстоятельство.
Личный состав должен знать имена не только всех офицеров полка, но также имя
своего командира бригады, дивизии, корпуса, командующего армией, а также все
интересные и важные сведения о своих старших офицерах: полки, з которых они
служили, их должности, награды и т. д. Все )то содействует хорошему моральному
состоянию войск. Нельзя ожидать от личного состава веры в своего командира
дивизии, если они не знают даже его имени. Пока солдаты не знают имени и многих
других сведений о своем командире дивизии, он для них не существует.
В армии всегда была традиция - и очень хорошая традиция - никогда не обращаться
к сержанту или рядовому, не упомянув его звания. Капрал Снифкинс имеет право
быть названным капралом Снифкинсом во всех случаях, а не только тогда, когда он
в строю. Рядовой Снукс гордится, когда его называют рядовым Снуксом. Почем:у бы
не дать ему оснований для гордости? Если ему предоставят возможность испытать
чувство собственного достоинства, он будет держать себя с достоинством.
Не следует поощрять, чтобы подчиненные называли должности своих начальников
сокращенно, по начальным буквам. Главнокомандующий есть главнокомандующий, а не
ГК. Командир полка не должен допускать, чтобы каждый Том, Дик или Гарри называли
его КП. Нельзя сзывать по начальным буквам и уорент-офицеров и сержантов. Такое
обращение звучит как кличка. Не разрешайте себе называть офицера медицинской
службы "д о к", а назвав зубного врача "зубодером", не обижайтесь, если он
отомстит вам.
Англичан считают людьми, обладающими удивительной способностью к благородному
искусству наживать себе врагов. Это не удивительно! Человек никогда не забывает
унижения или пренебрежения, даже если это пренебрежение было неумышленным.
Превыше всего должно быть правило: "Для англичанина его имя - самая важная часть
речи".